«Розовые горы» Николая Рериха

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха». Так 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин описал в бортовом журнале свои впечатления во время полета.

Центральным объектом творчества Рериха были Гималаи, им он посвятил ни много ни мало более 2 тыс. полотен. Видимо, лучше гор могут быть только горы. С Гималаями в жизни Рериха связано многое: он провел там треть жизни, открыл университет, организовал исследования, и, конечно, творил. Есть различные домыслы о том, чем на самом деле семья Рерихов занималась в регионе – приписывают им связи с масонами и работу в интересах большевиков. Как бы то ни было, горы на картинах действительно завораживают.

Сюжет

Наблюдению за небом и горами художник посвящал долгие часы, стараясь в дальнейшем на картине отразить малейшие детали и оттенки, из которых и складывается трудно передаваемая красота и магия горного пейзажа. Рерих старался воплотить различные состояния и «настроения» Гималаев, подчеркнуть их многоликость и своеобразие.

К привычному образу неприступных вершин Рерих добавляет идею чувства, духа за счет розовых и нежно-сиреневых красок неба. Кажущаяся простота рисунка, цветовая чувственность и строгость замысла на уровне линий и композиции — с помощью этих средств художник символически передает состояние той самой Шамбалы.

Контекст

Картина написана в 1933 году — незадолго до начала Маньчжурской экспедиции, в которую Рерих отправился под эгидой кампании по сбору семян для американского министерства сельского хозяйства. На самом же деле Николай Константинович полагал, что в середине 1930-х должен начаться процесс «единения Азии». Художник хотел быть в центре событий, а потому организовал экспедицию на американские деньги.

В основу же сюжета полотна легли впечатления Рериха от предыдущей экспедиции на Алтай, в Монголию и Тибет. О той поездке немало рассказов, что ее целью был поиск Шамбалы — волшебной страны, где люди не знают ни забот, ни печалей. Советское правительство через Николая Рериха надеялось установить связь и заручиться поддержкой и могуществом Шамбалы.

Судьба художника

Рерих написал несколько тысяч картин. Не десятков, не сотен, а тысяч. Помимо этого он был этнографом, археологом, просветителем, переводчиком, философом, писателем и поэтом (написал порядка 30 томов), общественным деятелем и просто увлеченным путешественником.

Отец Николая Константиновича — нотариус — настаивал на том, чтобы сын возглавил семейное дело. Не желая расстраивать папу, Рерих, с ранних лет увлекавшийся живописью и литературой, поступил одновременно и в Академию художеств, и на юрфак Петербургского университета.

На рубеже веков творческая интеллигенция была увлечена Востоком, поисками русской самостийности и жаждой перемен, свежего дыхания. Все смешалось. Молодой Рерих, оказавшийся в центре этого идейного котла, успевал все: и искусством заниматься, и на археологические раскопки ездить, и личную жизнь настраивать. Сложно объяснить, как у него все так славно получалось.

Рериха часто связывают с масонами и большевиками. Его экспедициям приписывают помимо географического и культурологического интереса еще и различные религиозные, мистические и шпионские цели. Восток — дело тонкое, что и говорить. Был ли он чьим-либо тайным агентом, неизвестно. Как бы то ни было, объем проделанной им работы колоссален. Не стоит и удивляться, если спустя какое-то время мы узнаем, что Николай Константинович и ракеты проектировал.