Астрид Линдгрен: главное, чтобы весело

Крестьянская дочь

Астрид Линдгрен родилась на одном из хуторов юга Швеции. Кроме будущей сказочницы в простой крестьянской семье росли её старший брат и две младшие сестры.

Писательница говорила, что у неё было по-настоящему счастливое детство. Ежедневная работа на семейном хуторе сопрягалась с детскими играми, шалостями и приключениями, жизнь была наполнена доверительным общением с родителями и сверстниками.

Родители Астрид не только любили друг друга, но и не боялись показывать эту любовь «на людях». Отец Самуэль Август Эрикссон всегда открыто восхищался своей женой Ханной Йонссон и не уставала говорить детям, какая прекрасная у них мама.

Впоследствии писательница рассказала о своих родителях в книге «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта».

Счастливое детство Линдгрен считала одним из главных источников своего творчества. Простота быта, близость к природе, естественная погруженность в шведский фольклор – во многом из этого и выросли сказочные сочинения писательницы.

Мать-одиночка

Но детство кончилось, а юность оказалась полна соблазнов. Бойкая и свободная Астрид выросла в своенравную девушку. Она одной из первых в своей округе сделала модную короткую стрижку, увлеклась кинематографом и джазом.

Вскоре, однако, стало не до развлечений. В 18 лет Астрид забеременела, причем от женатого человека. Чтобы избавиться от слухов и сплетен, писательница уехала рожать в Копенгаген, где в отличии от Швеции одинокие женщины могли рожать без лишних расспросов об отце ребенка.

Но, оказавшись абсолютно одна в большом городе и без средств к существованию, Астрид была вынуждена отдать сына Ларса в приёмную семью. Она забрала его только через 4 года, когда встала на ноги и вышла замуж.

Вынужденную разлуку с сыном Астрид переносила с трудом, она испытывала чувство вины, переживала, что Ларса в приемной семье могут обижать. Неудивительно, что одинокие и брошенные дети – одна из главных тем в творчестве писательницы. Кажется, до конца она так и не простила себе те первые 4 года, которые её сын вынужден был прожить без неё.

Последующее творчество отчасти стало компенсацией, попыткой Астрид возместить внимание, которая она недодала сыну помощью и утешением, которые она могла дать всем детям своими сказками.

Домохозяйка

После рождения ребенка Астрид переехала в Стокгольм, окончила курсы стенографисток и устроилась работать секретаршей. Через какое-то время она вышла замуж за своего шефа Нильса Стуре Линдгрена и получила возможность заниматься семьей. Тем более, что вскоре Астрид родила второго ребенка – дочь Карин.

Ни о каком писательстве Астрид в те годы не мечтала. Она с удовольствием играла роль жены и матери. При этом, правда, вела себя совсем не так как благовоспитанные шведские мамы.

Линдгрен активно участвовала во всех детских играх своих сына и дочери, не скрывая того удовольствия, которое получает, возвращаясь в мир детства.

Непосредственно из этого мира пришли и сказки Астрид Линдгрен. Первая из них появилась буквально по заказу дочери, которая попросила рассказать что-нибудь про Пеппи Длинный Чулок. Деваться было некуда, и Астрид принялась сочинять приключения про девочку с таким странным именем.

Спустя какое-то время Линдгрен записала несколько рассказанных историй – так появился первый вариант рукописи знаменитой сказки. И хотя сначала издательство сказку отвергло, у Линдгрен всегда были благодарные слушатели в лице своих детей, поэтому сочинять она не бросила.

Напротив – написала ещё одну историю, на этот раз специально для конкурса на лучшую книгу для девочек, объявленного издательством «Рабен и Шёгрен». Рукопись «Бритт-Мари изливает душу» заняла второе место на конкурсе и Линдгрен предложили издать её. Так жена, мать и домохозяйка Астрид Линдгрен стала профессиональной писательницей.

Пеппи Длинный Чулок и Карлсон

Известность Астрид Линдгрен принесла та самая придуманная по заказу дочери сказка «Пеппи Длинный Чулок». Детская литература прежде не знала такого персонажа. Считалось, что книги для детей должны наставлять и воспитывать, рассказывать, что такое хорошо, и что такое плохо.

Образ независимой девочки Пеппи совершенно выбивался из общепринятой протестантской морали, устои которое в те времена ещё были чрезвычайно сильны в Скандинавии. Пеппи всегда делает только то, что хочет. Она никого не слушается и считает, что главное – чтобы было весело. Она живая, свободная и абсолютно независимая.

«Взрослым никогда не бывает весело. У них вечно уйма скучной работы, дурацкие платья и куминальные налоги. И ещё они напичканы предрассудками и всякой ерундой», – считает Пеппи, и с ней трудно не согласиться.

Пеппи воплощает в себе чаяния любого ребенка, особенно – страдающего от того, что взрослые его не замечают и не воспринимают всерьез. Линдгрен одной из первых (вместе с той же Туве Янссон) в творчестве для детей смогла встать на место ребенка, посмотреть на мир его глазами.

Она сделала его субъектом литературы и увидела в нём личность. Все её сказки – именно об этом. Среди них «Пеппи Длинный Чулок» и «Карлсон», пожалуй, самые яркие и популярные во всем мире.

Нет — насилию

Проблематика сказок Линдгрен оказалась созвучна постепенному изменению европейских взглядов на воспитание детей. Её творчество стало весомым аргументом для сторонников новой педагогики, отрицавшей телесные наказания и требующей относиться к ребенку с уважением, как к независимой личности.

В 1978 году Линдгрен выступила со своими идеями в открытую, произнеся на вручении очередной литературной премии речь «Нет — насилию», в которой призывала отказаться от любых форм насилия как метода воспитания.

«Нам всем известно, что дети, которых бьют и подергают жестокому обращению, сами будут бить и подвергать жестокому обращению своих детей, а посему этот заколдованный круг должен быть разорван», – говорила Линдгрен.

Впоследствии Линдгрен неоднократно выступала как общественный деятель и по другим проблемам, но всегда отстаивая демократические и гуманистические ценности. Например, в 1985 году писательница призвала бороться с жестоким обращением с сельскохозяйственными животными. В результате через несколько лет был принят соответствующий закон, который назвали в честь сказочницы – Lex Lindgren. Уже этот пример показывает сколь велико было влияние Линдгрен на общественную жизни Швеции.

Впрочем, за свои идеалы Линдгрен боролась не только словом. Сказки сделали её одной из самых богатых женщин Швеции, и огромную часть заработанных средств писательница тратила на благотворительность, в то время как её повседневная жизнь с появлением больших денег практически не изменилась.

Общественные заслуги Линдгрен были оценены не менее высоко, чем собственно писательские. Как общественный деятель она была удостоена Премии мира немецкой книготорговли и награждена медалью Альберта Швейцера.

Национальный бренд

Сказки принесли Астрид Линдгрен любовь миллионов читателей во всём мире и превратили её имя в национальный бренд Швеции. Она неоднократно объявлялась самым читаемым шведским автором и по сей день остается в числе самых известных шведских писателей.

Влияние сказочницы на жизнь Швеции трудно переоценить. Несколько поколений шведских детей выросли на её книжках. Более того – Линдгрен регулярно читала свои произведения по радио, выступала на телевидении, она стала своего рода Ариной Родионовной для целого народа, и не только сказки, но голос и образ писательницы стали неотъемлемой частью современной шведской культуры.

Несмотря на то, что Линдгрен всю жизнь писала детские книжки, она не была аполитичной, и хотя непосредственно политикой не занималась, никогда не боялась высказывать свои взгляды. Когда считала нужным, писательница рассказывала о необходимости бережно относиться к природе, защищала права животных. Она была одним из главных проводников идей пацифизма, гуманизма и демократии. Однажды Линдгрен даже призналась, что если бы она не была писательницей, то хотела бы быть одной из тех, кто стоял у истоков социал-демократического движения.

Всю свою жизнь Линдгрен прожила в соответствии с идеалами социал-демократической партии. Но однажды громко выступила против её реальной политики.

После того, как в 1976 налог на прибыль писательницы превысил все разумные пределы, она опубликовала в газете небольшую сказочку под названием «Помперипосса из Монисмании», в которой с иронией и легкой издевкой описала некоторые социальные устои Швеции.

Публикация мгновенно получила отклик, в полемику со сказочницей вступил сам премьер-министр, а оппозиция, защищая Линдгрен, выступила с протестами и жёстко раскритиковала налоговую политику правящей партии. Нельзя сказать, что всё это привело к серьезным переменам, однако в стране усилились протестные настроения, а в правительстве о себе заявила оппозиционная коалиция.

Можно только гадать, чего могла бы добиться писательница на политическом поприще, будь у неё соответствующие амбиции. Но до конца жизни Астрид Линдгрен предпочитала оставаться сказочницей, которая своим юным читателям смягчает драму взросления, а себе возвращает детство.