Бостонское чаепитие: с чего началась независимость США

У каждого масштабного исторического события есть свой катализатор. В истории России это был залп «Авроры», у американцев поводом стало знаменитое Бостонское чаепитие, когда колонисты сбросили в воду сотни ящиков с британским чаем в знак протеста против давления Великобритании на колонии. С этого символического события началась борьба североамериканских колоний за независимость от британской короны.

Все дело в чае

Противостояние между колониями и правительством Великобритании наметилось задолго до известных событий. Колонистов не устраивало то, что в Парламенте не было их представителей, однако колонии продолжали облагаться все новыми и новыми налогами.

Согласно Конституции, британские субъекты не должны были платить налоги без согласия их избранного представителя. Т. е. налоги мог взимать только парламент, но колонисты не избирали членов парламента, поэтому считали налоговый гнет незаконным. Но в Великобритании считали иначе и продолжали притеснять колонистов.

Причиной всему послужил один из столпов английской культуры сегодня — чай. К концу XVII века британская Ост-Индская компания практически получила право монополии на импорт чая от парламента Англии. Вскоре в американских колониях был запрещен импорт чая не из Великобритании.

Однако сама Ост-Индская компания не экспортировала чай в колонии, она продавала его на аукционах, а уже фирмы скупали чай и отвозили в Америку. Но парламент постоянно вводил налоги на такой прибыльный товар: кроме налога, который платила сама компания, был введен еще и налог на продажу чая в Британии.

Цена чая выросла, что способствовало расцвету продажи контрабандного голландского чая, который был значительно дешевле. Для борьбы с этим парламент понизил налог на чай, потребляемый в Великобритании, но ввел Тауншендские пошлины для колоний, в том числе на чай — по 3 пенса за фунт.

Тауншендский закон обострил отношения между колониями и Британией, вновь подняв вопрос о законности налогов. Колонисты настаивали, что они могут облагаться налогом только своими колониальными законодательными органами, парламент утверждал, что может издавать законы для колоний «на все случаи».

Новые пошлины были встречены протестами и бойкотами. Колониальные торговцы заключали договоры о неимпортировании британского чая, контрабандная торговля росла. В итоге парламент пошел на уступки и отменил Тауншендские налоги, кроме пошлины на чай, на чем настоял премьер-министр лорд Норт. Этого оказалось достаточно, чтобы успокоить торговцев, но ненадолго.

Спасти Ост-Индскую компанию

В 1772 году Парламент вернул налог на чай, продаваемый в Британии, кроме того, оставалась колониальная пошлина. Цена на чай снова подскочила и привела к тому, что Ост-Индская компания просто не могла его продать, склады ломились от нереализованного товара. Сама компания выступала за отмену Тауншендской пошлины, но лорд Норт был категорически против.

Налоги, собранные таким образом, шли на выплату зарплат колониальным губернаторам и судьям. Раньше их работа оплачивалась колониальными сборами, но теперь им платил по сути парламент, что делало их зависимыми и подконтрольными Британской власти. Премьер считал, что лучше так, чем они будут подотчетны колонистам.

Начали искать рынки сбыта. Было решено, что продавать чай дешево в Европу не выгодно, т. к. он будет контрабандой возвращаться обратно в Британию. Поэтому для продажи были выбраны Американские колонии.

В 1773 году был принят Чайный закон, согласно которому возвращалась полная выплата пошлин Ост-Индской компании за импорт чая в Великобританию, кроме того компания впервые могла экспортировать чай самостоятельно, отказавшись от его продажи на аукционах.

Компания назначала колониального торговца, который получал бы партию груза, а грузополучатель потом продавал бы его за комиссионные.

Осенью 1773 года семь кораблей с чаем были отправлены в колонии: четыре в Бостон, остальные в Нью-Йорк, Филадельфию и Чарльстон. Корабли везли более 2000 ящиков с чаем весом около 600 000 фунтов. Американцы изучили Чайный закон и в колониях стало возрастать недовольство. Организация «Сыны свободы» выступала за отставку грузополучателей.

На самом деле, цена на чай действительно упала, но дело было вовсе не в ней. В очередной раз обострился спор о степени власти Парламента в колониях. Некоторые считали зависимость должностных лиц от Тауншендских пошлин посягательством на колониальные права. Кроме того, в протестном движении значимую роль сыграли торговцы.

Многие из них были контрабандистами, а более дешевый британский чай угрожал их бизнесу. Также под угрозой разорения оказались импортеры чая, которые не были назначены Ост-Индской компанией. По сути, Чайный закон давал компании монополию на торговлю чаем, и торговцы опасались, что монополия может быть расширена и на другие товары.

В колониях начались протесты. В Чарльстоне грузополучателей вынудили уйти в отставку к началу декабря, чай конфисковывался таможенной службой. В Филадельфии и Нью-Йорке грузополучатели также ушли, а корабли вернулись с грузом в Англию без денег. Не удалось устранить грузополучателей только в Бостоне. Местный губернатор Хатчинсон убедил своих сыновей, которые и были грузополучателями, не отступать.

«Сыны свободы» уничтожают чай

В конце ноября корабль «Дартмут» прибыл в Бостон. Лидер «Сынов свободы» Сэмюэл Адамс организовал массовый митинг, на который приехали тысячи людей. Протестующие требовали отправить корабль в Англию без уплаты ввозной пошлины, как это было сделано ранее в Филадельфии. Кроме того, колонисты назначили людей для присмотра за кораблем, чтобы не допустить их разгрузку. Губернатор отказался выдать разрешение на возвращение корабля.

Вскоре прибыли еще два корабля с чаем — «Элеанор» и «Бивер». Четвертый корабль потерпел крушение по пути в колонии. 16 декабря, в последний день срока разгрузки «Дартмута», около 7000 человек снова собрались на митинг. Губернатор Хатчинсон вновь не позволил кораблям отплыть без уплаты пошлины. По закону нужно было разгрузить корабль и заплатить пошлину через 20 дней, иначе груз конфисковывался таможней. Согласно легенде, на собрании Сэмюэл Адамс дал условный знак к началу «чаепития».

Люди переоделись в костюмы индейцев племени Мохоков и раскрасили свои лица для маскировки. Это было символично, так колонисты хотели подчеркнуть свою принадлежность Америке и то, что они в первую очередь являются защитниками интересов колоний в Северной Америке.

Вечером группа «Сынов свободы» из 30−130 человек пробралась на корабли и за три часа сбросила в воду 342 ящика чая весом коло 70 000 фунтов. Новость взбудоражила Британию. Лондон требовал, чтобы Хатчинсон разыскал и наказал «Сынов свободы». Кроме того, его обвинили в том, что из-за его упрямства пострадал товар, если бы он согласился на возврат кораблей в Англию убытков удалось бы избежать.

Британское правительство закрыло бостонский порт и ввело новые закон против колонистов, которые только усугубили их положение. Колонисты же вдохновились смелостью бостонцев и в знак солидарности стали отказываться от чая, заменяя его на травяные настои и кофе.

«Бостонское чаепитие» стало одним из символов борьбы с британской колониальной администрацией и катализатором Войны за независимость США. Оно укрепило волю народа 13 британских колоний к борьбе за свободу от гнета британской короны.