Как в России выбирали правителей

Выборное законодательство в России не всегда было таким подробным, как сейчас, и, что уж лукавить, довольно запутанным для простых граждан. Например, на вечевых собраниях в Великом Новгороде, ставших прародителями современных выборов, для волеизъявления зачастую было достаточно громко кричать, топать ногами и кидаться с кулаками на человека с альтернативной точкой зрения.

История отечественных выборов уходит корнями в глубокую древность. В той или иной форме они проводились практически во все периоды существования государственности на Руси, однако устроены были совершенно по-разному.

Новгородское вече

Вече — понятие многозначное. Так называли и форму государственного устройства, напоминающего республику, и собрание граждан с целью решения злободневных вопросов. Упоминание о вече встречается в «Повести временных лет». Например, в записи, оставленной летописцем под 1069 годом, читаем: «…сотвориша вече, послаша к Святославу и к Всеволоду, глаголюще: «Пойдите во град отца своего и княжита»». Примечательно, что ни одно, как бы мы сейчас сказали, должностное лицо не могло быть избранным без одобрения народного собрания.

О том, что вскоре состоится вече, горожане узнавали благодаря ударам колокола, закрепленного на башне, стоявшей на вечевой площади. Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что у голосовавших даже были примитивные избирательные бюллетени. Принимали решение просто: за что проголосовало большинство, то и вступит в силу. Однако особого порядка на подобных выборах не наблюдалось. Источники свидетельствуют, что горячие споры на вече зачастую даже приводили к дракам.

«300 золотых поясов»

В донесении рижских купцов, датируемом 10 ноября 1331 года, возникает новое понятие, которое доселе ни в каких документах не фигурировало. Купцы докладывали, что в Новгороде повздорили несколько немцев и русских. Не обошлось без рукоприкладства, да такого, что один из русских после драки отправился на тот свет.

Для решения конфликта мирным путем (насколько это, конечно, еще было возможно) немцы обратились к посаднику, наместнику и «тремстам золотым поясам». В итоге иностранцам удалось откупиться и вызволить своего земляка-убийцу, но в данной истории это не главное. Интереснее всего было бы узнать, кем именно являлись упомянутые «золотые пояса».

Среди историков по этому вопросу, как и по многим другим, нет единого мнения. Например, Василий Ключевский полагал, что «300 золотых поясов» — это представители знати, которые имели право участвовать в вече. В противовес этому датский ученый Кнуд Расмуссен предположил, что «золотые пояса» — совсем другой орган власти, который не отменял общегородского вече.

Боярская дума

В боярскую думу, ставшую логическим продолжением думы княжеской, входили представители высшей аристократии. В общем и целом, роль думы была номинальной: ни одно решение она не принимала против воли царя-батюшки. Получалось, что верховная власть в государстве состоит из двух неразрывно связанных «частей»: думы и самого царя.

Подобное единство отчетливо отражалось в формулировках: «Государь указал, и бояре приговорили» или же «По государеву указу бояре приговорили». Словом, никакой самостоятельности у этого органа правления не было и в помине. Исключение составляют, пожалуй, только юные годы Ивана Грозного, когда боярам удалось получить практически неограниченную власть. Впрочем за самоуправство они вскоре поплатились.

Избрание царя

Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора «Об избрании на царский престол боярина Михаила Федоровича Романова»

Одним из интересных эпизодов в истории российских выборов стало появление такой процедуры, как избрание царя. Строго говоря, ей подвергались все цари, за исключением самого первого — Ивана IV — и некоторых монархов Смутного времени, в том числе самозванцев.

Избрание царя проводил Земский собор. Функция этого мероприятия была номинальной, однако считалась необходимой даже в тех случаях, когда законность наследования престола была очевидна всем и каждому.

Потребность в таком избрании появилась после смерти Ивана Грозного. Дело в том, что в духовном завещании монарха фигурировал его сын Иван, который на момент кончины отца и сам был мертв. Именно для того, чтобы юридически оправдать воцарение Федора, другого наследника, и пришлось впервые созывать Земский собор.