«Казалось, будто слышу удар пули о голову врага»: какими подвигами прославился Герой Советского Союза Василий Зайцев

22 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть младший лейтенант Василий Зайцев получил звание Героя Советского Союза. В наградном листе снайпера, которому ещё предстояло прославиться на весь мир, сообщалось, что за неполные три месяца боёв в Сталинграде он ликвидировал 225 фашистских солдат и офицеров. Несмотря на несколько тяжёлых ранений, Зайцев прожил долгую и насыщенную жизнь. Он внёс огромный вклад в развитие снайперского искусства, а после войны работал директором на двух предприятиях. О самом знаменитом советском стрелке — в материале RT.

«Казалось, будто слышу удар пули о голову врага»
© РИА Новости

Младший лейтенант Василий Зайцев узнал о награждении Золотой Звездой Героя СССР, лёжа на больничной койке. В январе 1943 года в боях за Сталинград снайпер получил тяжёлое осколочное ранение и временно ослеп. Весть о награждении Зайцеву сообщил его товарищ, услышавший объявление диктора по радио.

Звание Героя Советского Союза знаменитому снайперу было присвоено 22 февраля 1943 года. Золотую Звезду и Орден Ленина Зайцев получил после выписки из госпиталя. Награды вручил ему в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин.

В написанном от руки наградном листе говорилось, что в период с 10 октября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград боец 284-й стрелковой дивизии 62-й армии Василий Григорьевич Зайцев уничтожил 225 солдат и офицеров противника.

© Герой Советского Союза Василий Зайцев

Кроме того, непосредственно на переднем крае обороны младший лейтенант обучал снайперскому мастерству боевых товарищей. За два месяца он подготовил 28 снайперов. В общей сложности бойцы 1047-го полка, где служил будущий Герой Советского Союза, уничтожили 1106 немцев. По состоянию на середину декабря 1942 года вторым по результативности после Зайцева был Павел Двояшкин, убивший 78 врагов.

Стоит отметить, что Зайцев не является самым результативным советским снайпером. За свою карьеру он уничтожил 242 солдата и офицера вермахта, включая 11 снайперов. После разрыва немецкой шрапнели Зайцев потерял зрение. Врачи потратили немало усилий, чтобы его восстановить, но, к сожалению, стрелять с такой же точностью Зайцев уже не мог. Знаменитый снайпер стал обучать своему ремеслу новые поколения бойцов. А абсолютным рекордсменом среди советских военнослужащих времён Великой Отечественной войны является старшина 39-го стрелкового полка Михаил Сурков, убивший 702 фашиста.

«Мне кажется, что Зайцев своей невероятной известностью обязан прежде всего педагогическому таланту. Мало кто из выдающихся снайперов был способен обучить товарищей и теоретизировать свои практические навыки и знания», — отметила в беседе с RT заместитель заведующего информационно-издательским отделом музея-заповедника «Сталинградская битва» Татьяна Приказчикова.

По мнению эксперта, всемирная известность пришла к Зайцеву с выходом голливудского фильма «Враг у ворот» в 2000 году, где роль советского снайпера исполнил Джуд Лоу. В то же время, как отметила Приказчикова, американская картина о Сталинградской битве не претендует на историческую достоверность.

Таёжная закалка

Василий Зайцев родился 23 марта 1915 года в уральской деревушке Еленинка (Оренбургская губерния) в семье таёжного охотника. С раннего детства будущего Героя Советского Союза учили метко стрелять. Позже он вспоминал слова своего деда Андрея Алексеевича: «Стрелять надо метко, каждому зверю в глаз. Теперь ты уже не ребёнок».

«Я был самым старшим и рос очень туго. В семье так и думали, что останусь колобком, аршин с шапкой. Однако деда не смущал мой маленький рост, и он вкладывал в меня весь свой охотничий опыт полной мерой, с нескрываемой любовью и пристрастием. Мои неудачи переживал почти со слезами. И, видя это, я платил ему старанием — делал всё так, как он велел», — рассказывает Зайцев в своей книге «За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера» (1981).

В детстве Василий сначала научился стрелять из лука по диким зверям. Когда он освоил это мастерство, дед наградил подростка ружьём. В одном из последних интервью вдова снайпера Зинаида Сергеевна говорила о том, что именно суровая таёжная закалка помогла супругу выжить в тяжелейших боях на руинах Сталинграда.

Несмотря на поразительные способности в стрельбе, в 1937 году Василий Зайцев был призван в Тихоокеанский флот обычным стрелком-пехотинцем. После начала Великой Отечественной войны он неоднократно просил командование направить его в самое пекло сражений с гитлеровской Германией.

На Сталинградский фронт Зайцев со своими товарищами-моряками был переброшен 21 сентября 1942 года — в разгар уличных боёв за город на Волге. Его зачислили во второй батальон 1047-го полка 284-й стрелковой дивизии (62-я армия под командованием генерал-лейтенанта Василия Чуйкова).

Октябрь 1942 года — один из тяжелейших периодов битвы на Волге. 62-я армия, оборонявшая северную и центральную части города, была разделена вражескими клиньями на несколько изолированных друг от друга частей и прижата к Волге. Минимальная глубина обороны составляла не более 300 метров. Зайцев был участником обороны восточных склонов главной высоты — Мамаева кургана, неподалёку располагались цеха Метизного завода.

«И тут из-за кустов показались люди в штатском. Они шли, еле переступая, оборванные, грязные, перевязанные серыми от пыли бинтами. Это мирные жители Сталинграда направлялись в госпиталь. Моряки, ещё не видевшие ужасов войны, смотрели на них с болью. С опушки леса, в котором мы замаскировались, был виден Сталинград. Между нами и горевшим городом лежала Волга» — таково было первое впечатление Зайцева от военного Сталинграда.

Прежде чем стать снайпером, Василий Зайцев несколько раз ходил в атаку на немецкие позиции, вступал в рукопашные схватки. Как меткого стрелка-пехотинца, Василия заметили после того, как в один из дней он, «почти не целясь», убил немецкого связного и ещё одного солдата противника.

Старшина Зайцев уничтожил двух фашистов с расстояния более 500 метров из обычной трёхлинейки (модификация винтовки системы Мосина образца 1891 года). Командир 1047-го полка майор Метелев вручил отличившемуся бойцу винтовку Мосина-Нагана с оптическим прицелом. С этого момента и началась карьера Зайцева в качестве штатного снайпера.

«Мне нравилось бить на выбор. После каждого выстрела казалось, будто слышу удар пули о голову врага. Кто-то смотрел в мою сторону, не зная, что живёт последнюю секунду...» — вспоминал Зайцев свои ощущения от новой профессии.

Талантливый инструктор и теоретик

Снайперы оказались чрезвычайно востребованы в условиях плотного городского боя, где каждая руина и каждое здание превратились в огневые точки и опорные пункты. В первую очередь целью снайперов были офицеры — командный состав вермахта. Это позволяло дезорганизовывать управление войсками противника.

29 октября 1942 года вышел приказ командующего Сталинградским фронтом генерала Андрея Ерёменко «О развитии снайперского движения и использовании снайперов в борьбе с врагом». В каждом взводе должны были служить не менее двух-трёх таких стрелков.

Ключевой фигурой в развитии снайперского движения стал как раз Василий Зайцев. Старшина 1047-го полка проявил себя как талантливый инструктор и теоретик. Его учеников в полку ласково называли «зайчатами».

В 1943 году Воениздат опубликовал первую статью Зайцева «Каждую пулю — в немца!». В ней он призвал советских снайперов действовать группами — «шестёрками», когда одну и ту же зону боя перекрывают огнём три пары стрелков и наблюдателей. Эта тактика до сих пор используется в российской армии.

«Я взял шесть своих учеников и отправился «встречать» пополнение. Расположились, ждём. Видим — немецкая рота идёт во весь рост. Мы и начали щёлкать. Я убил одиннадцать немцев. А все вместе мы уничтожили 40 фашистов», — писал Зайцев в статье. «Развитие снайперского искусства давало свои плоды. В период городских боёв в составе частей 62-й и 64-й армий действовали 985 снайперов. Они уничтожили порядка 30 тысяч солдат и офицеров вермахта. Это примерно две нацистские дивизии», — рассказала RT Приказчикова.

Командующий 62-й армией генерал-лейтенант (впоследствии маршал) Василий Чуйков в своих мемуарах рассказывал, что сталинградские снайперы «выходили на «охоту» ранним утром, тщательно маскировались и терпеливо ждали появления цели».

«Они знали, что малейшая оплошность или торопливость могут привести к неминуемой гибели; за нашими снайперами противник вёл тщательное наблюдение. Наши снайперы расходовали очень мало патронов, но зато каждый выстрел означал смерть или увечье для пойманного на мушку фашиста», — вспоминал Чуйков.

16 октября 1942 года Зайцев получил от Чуйкова свою первую боевую награду — медаль «За отвагу». В присутствии командующего 62-й армии он произнёс знаменитую фразу:

«Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет!»

По снайперской привычке

Ход Сталинградской битвы кардинально поменялся 19 ноября 1942 года с началом операции «Уран». За несколько дней контрнаступления Красная армия окружила 300-тысячную группировку противника. В январе 1943 года сложились все условия для её ликвидации. Немцам и их союзникам предъявили ультиматум, но они его отклонили. В результате последней операции Сталинградской битвы под кодовым наименованием «Кольцо» враг был окончательно разгромлен и 2 февраля капитулировал.

Однако Зайцев не смог в полной мере насладиться радостью от победы, которая стала крупнейшим поражением гитлеровской Германии во Второй мировой войне. В январе 1943 года снайпер получил тяжёлое ранение и на некоторое время ослеп.

«Где-то на третьей или четвёртой неделе пребывания в госпитале я, по снайперской привычке, мог почти безошибочно определить расстояние до собаки, которая лаяла на окраине села. Расстояние по прямой прицельной линии. Даже подумывал: по линии звука можно вести прицельный огонь. Смешно, конечно, но тогда я никак не мог смириться с тем, что слепота, может быть, навсегда разлучила меня со снайперкой», — печалился Василий.

10 февраля с головы Зайцева сняли повязку. Зрение к нему вернулось, но врачи настояли на продолжении лечения. 11 февраля ему выписали направление в Москву, в поликлинику Наркомата обороны, и в этот же день Чуйков присвоил ему звание младшего лейтенанта.

В Москве Зайцева зачислили на Высшие стрелковые курсы командного состава, где он познакомился с другими прославленными снайперами — Владимиром Пчелинцевым (убил 456 солдат и офицеров противника), Людмилой Павлюченко (309) и Григорием Гореликом (338).

Зайцев вернулся на фронт осенью 1943 года, приняв участие в освобождении Восточной Украины, но из-за ранения глаз в большей степени был востребован как инструктор. Наиболее выдающимся «зайчонком» стал Виктор Медведев, уничтоживший 331 солдата и офицера противника.

По рассказам вдовы снайпера Зинаиды Сергеевны, Зайцев несколько раз получал тяжёлые ранения. Два раза медсёстры вытаскивали еле живого снайпера из братской могилы. А однажды в рукопашной схватке немецкий штык вошёл Зайцеву в грудь и только чудом не задел сердце.

«Никогда не стремился к славе»

Всю войну Зайцев прошёл в составе 62-й армии. День Победы он встретил в госпитале в Киеве. После демобилизации герой Советского Союза решил остаться в столице Украинской ССР. Василий Зайцев закончил Всесоюзный институт текстильной и лёгкой промышленности по специальности «технолог». Но о своей военной специальности не забыл и в мирной жизни выпустил два учебных пособия по снайперскому искусству.

Младший лейтенант сделал успешную карьеру в сфере промышленности. В Киеве Зайцев работал директором машиностроительного предприятия, а потом руководителем швейной фабрики «Украина». Снайпер был почётным гражданином Волгограда и периодически приезжал в город-герой. В частности, 8 июля 1982 года он присутствовал на открытии музея-панорамы «Сталинградская битва» и увидел своё изображение на художественном полотне.

Зайцев скончался в Киеве 15 декабря 1991 года, прожив 76 лет яркой и насыщенной жизни. Снайпер завещал похоронить его в Волгограде. Однако изначально героя похоронили в Киеве, на Лукьяновском военном кладбище. В 2006 году, когда была ещё жива Зинаида Сергеевна, Зайцева перезахоронили на Мамаевом кургане, который он так яростно защищал.

В пантеоне славы в Киевском музее истории Великой Отечественной войны (сейчас — Музей истории Украины во Второй мировой войне) имя и фамилия Зайцева высечены золотыми буквами.

«Зайцев никогда не стремился к славе. Он был скромным, трудолюбивым и терпеливым человеком. Эти качества помогали ему на войне и после неё. Василий Григорьевич, безусловно, был талантливым и интеллектуальным человеком. Поэтому он достаточно легко нашёл себя в мирной жизни, в работе на благо экономики страны. Зайцев был великолепным солдатом, педагогом и гражданином, который своим примером учил преодолевать любые трудности», — закончила свой рассказ о герое Татьяна Приказчикова.