Кириллица 1 апреля 2018

Зачем на Руси выходили голыми в поле

Фото: Кириллица
Исходя из археологических открытий и фольклорных исследований, которые позволяют реконструировать верования предков, понятно, что славяне мало отличались от других земледельческих народов. Главным был культ плодородия, урожайности, изобилия.
Много у общины или у семьи хлеба — значит, ее любят боги. Много в семье детей — счастлива та семья, силен и возлюблен богами ее глава. Поэтому часто изображения мужских богов и идолов — хранителей рода, были фаллическими; мужские гениталии символизировали начало, оплодотворяющее землю и дающее жизнь всему.
С огромным «достоинством» изображался Велес-Волос — мужское божество, держащее на себе весь мир и находившийся под землей. Велес был «скотьим» богом, богом богатства, изобилия. Славяне настолько его почитали, что его имя звучало в Константинополе при торжественном заключении договоров с Русью.
По аналогии с греческой богиней Деметрой славяне поклонялись Матери-сырой земле — богине Макоши. Капища Макоши включали в себя трех идолов — в центре стояла Макошь с огромной грудью и животом, по сторонам находились две рожаницы, Лада (мать) и Леля (дочь). На юге Руси вместо Макоши ставили изображенного в виде фаллоса Рода — повелителя неба и дождя, от которого зависели посевы.
Мокошь
Плодородие земли и плодовитость человека в сознании славян были связаны между собой. Бессилие и бесплодие людей лечили травами, растущими на земле, а плодовитость самой земли старались разбудить собственной сакральной наготой. Например, молодые девицы, чтобы стать привлекательными для парней, должны были на заре раздеться донага и искупаться в росе, катаясь по траве. Верили, что Мать-сыра-земля даст им здоровье и красоту. Бездетные женщины, чтобы забеременеть, прибегали к различным уловкам — начинали спать обнаженными или выходили в жаркие летние дни на поля нагими. Это якобы помогало им забеременеть.
При этом передать земле плодовитость мог только мужчина. И пахари обнажались во время работы на поле демонстрируя свои чресла, а в некоторых случаях шли еще дальше, подражая библейскому Онану.
Сельский календарь славян был тесно связан с языческими праздниками и обрядами. Начинались они с весеннего солнцестояния, когда праздновали пришествие весны и пробуждение сил природы, потом продолжалось праздником первых ростков и поклонения Дивии, молениями о дожде в конце мая, праздником божества Ярилы, Русалиями, праздником Купалы, чествованием Перуна, празднованием начала и окончания жатвы. Сельские работы заканчивались почитанием Рода и рожениц.
Ритуалы
Встречая весну, женщины уходили в поле, ложились на спину задирали подол и делали вид, что рожают, чтобы Мать-сыра земля родила богатый урожай. При посеве льна обнаженные селянки катались по земле, чтобы лен вырос длинным. А при посеве жита они раздевались и распускали волосы. Во время праздника Семика, открывающего Русалии, устраивали пиры и разгулы, пик которых приходился на Купалу. Девушки задирали сарафаны, прыгали через костер, купались голышом в воде, доходило и до свальных утех. Искать цветок папоротника в лес тоже ходили обнаженными.
Обнаженные
Вот что пишет по этому поводу в 16 веке игумен Елизарова монастыря во Пскове старец Памфил: «Мало не весь град взметется и возбесится… …туже есть мужем же и отрокам великое прельщение и падение: но яко на женское и девическое шатание блудное им возърение, такоже и женам мужатым беззаконное осквернение и девам растление».
Если в поселении боялись, что земля в этом году не родит, то начинали ее «стимулировать». Например, выбирали из рода самых плодовитых супругов, те шли в поле, раздевались и совокуплялись, переходя с одного места на другое, как бы демонстрируя природе, чем ей стоит заняться. Этот обычай практиковался в некоторых областях Украины и России вплоть до 18 века.
В засуху женщины выходили в поле, задирали подолы или совсем раздевались, демонстрировали богу Роду себя, считая, что он возбудиться и прольется на них дождем.
Ритуальные игрища обычно продолжались все лето. Особое место в них занимала вода — ведь без нее не было урожая. Во время засухи игрища устраивали на берегах рек и озер. Ритуальная нагота и совокупления у воды должны были якобы разбудить спящие силы неба и земли. Иногда язычники сами хотели «подзарядиться» силами природы.
Интересной деталью языческих праздников является повторяющийся мотив похорон. На масленицу сжигают чучело, на Ярило — хоронят чучело Ярилы, на Русалии — символически хоронят либо топят девушку, изображающую русалку. Все это отклики человеческих жертвоприношений, к которым язычники прибегали, когда другие ритуалы уже не помогали получить хороший урожай.
Комментарии
6
Истории
Читайте также
Пенсионерку задержали по собственному желанию
Что помешало России присоединить всю Украину
63
Последние новости
Что помешало России присоединить всю территорию Украины во времена Богдана Хмельницкого
«Самая бесстыжая царица»: почему так говорили про светлейшую княгиню Юрьевскую
Как русские не называли своих детей