Какая клановая система была у русских

Клан – понятие, взятое из гэльского языка, на котором говорят шотландские горцы. Это местная разновидность родовой общины. Через стадию родовой общины прошли все народы. Её разложение у всех проходило по-разному. Поэтому было бы странно, если бы где-то ещё существовали точные подобия шотландских кланов. Тем не менее, в популярной литературе часто вместо слов «род», «родовая община» употребляется «клан».

Какая клановая система была у русских
© Русская семерка

Внутри клана существует власть, основанная на патриархальных принципах. Есть глава клана, власть которого передаётся по наследству. Правда, это наследование может происходить не от отца к сыну, а к следующему по старшинству в клане, то есть от старшего брата к младшему. Монаршая династия в известном смысле также может считаться кланом. Власть главы клана публичная и распространяется на конкретную землю, считающуюся собственностью клана.

От одного праотца

В самом общем смысле клан включает в себя не только кровных и усыновленных (удочерённых) родственников, но и людей зависимых и вовсе посторонних, живущих на родовой территории клана и почему-либо взятых им под своё покровительство. В этом смысле, например, древнеримский род (gens) являлся кланом. У него была общая земельная собственность, общие рабы, считавшиеся самыми младшими членами семьи, а также клиенты – люди, взятые под покровительство рода и за то обязанные оказывать ему известные услуги. Рабы, отпущенные на волю, также переходили в число клиентов.

По мере размножения членов рода последний дробился на отдельные семьи, сохранявшие ту же организацию. Сходное устройство существовало в архаических полисах Древней Греции. Там существовало два уровня родовой организации: фила (высший) и фратрия (низший). Фратрия точнее соответствовала клану, так как её члены фратрии были обязаны вступать в браки только за её пределами. Античные источники засвидетельствовали уже то время, когда традиционная родовая община заменялась соседской, и древние реформаторы как в Афинах (Клисфен), так и в Риме (Сервий Туллий) создавали, взамен кровнородственных, чисто территориальные объединения, внешне копировавшие структуру клана и его роль в управлении.

Радимичи и вятичи

Отдельные восточнославянские племена на заре русской истории, очевидно, имели похожую структуру и сами, в свою очередь, делились на кланы. Родословные от единых предков, согласно сообщению Начальной летописи, вели племена радимичей и вятичей – от Радима и Вятко соответственно. Вообще, окончание на "–ич", по-видимому, указывает на память об общем происхождении.

Среди восточных славян такими были ещё племена уличей (на Нижнем Днепре и Южном Буге), дреговичей (в Полесье), кривичей (в верховьях Западной Двины, Днепра и Великой). Для кривичей тоже устанавливается происхождение от одного легендарного предка – литовские верховные жрецы носили титул «криве», а сами кривичи считаются славянизированным балтским племенем.

Что касается радимичей (на Верхнем Днепре и Десне) и вятичей (на Среднерусской возвышенности и Верхней Оке), то их кланово-племенная структура, очевидно, дожила до начала XII века, когда была записана Начальная летопись.

Вятичи в то время ещё не входили в состав древнерусского государства. Летописи сообщают, что ещё в середине XII века они решали все дела на собраниях старейшин племени. Старейшины были, очевидно, главами кланов, а единого князя у них не было. Родовая община долго сохранялась у вятичей, когда в других местах Руси она уже давно сменилась соседской.

«Русская Правда» начала XI века признаёт обычай кровной мести, но накладывает на неё ограничения, а дополнения к ней («Правда Ярославичей») запрещают кровную месть. Это показывает как наличие родовой общины в то время у всех восточных славян и признание её публично-правовой единицей, так и её постепенное разложение.

Клановое государство Рюриковичей

Княжеский род Рюриковичей, сохраняя предания об общем происхождении, в значительной степени копировал структуру клана, распространяя её на целое государство. Древнерусское государство, будучи родовой вотчиной Рюриковичей, и включало в себя разные категории зависимых людей, и обладало публичной властью на определённой территории. С течением времени род множился, и отдельные его группировки проявляли тенденцию обособляться в кланах меньшего масштаба. Уже в XII веке разгорелась борьба за старшинство между двумя ветвями клана – Мономаховичами и Ольговичами. С этими процессами было связано и раздробление Русской земли на отдельные княжества.

Объединение России московскими великим князьями представляло собой процесс утверждения власти одного из кланов над землями всех остальных. Он сопровождался уничтожением всяких связей в соперничающих кланах, лишением их земли, а порой и полным их истреблением. Эта тенденция достигла апогея в Опричнине Ивана Грозного. После неё большие боярские роды в России можно назвать кланами лишь условно, так как внутренняя иерархия в них была заменена на прямое подданство царю.

Кланы на окраинах русских земель

Клановая система довольно долго держалась в вольных городских общинах Севера Руси (Новгороде, Пскове, Вятке), а также, возможно, в самых старинных казацких общинах. Обширные угодья Новгородской земли принадлежали целым местным боярским родам, главы которых имели в них полное право суда и расправы над подвластным населением. После завоевания Новгорода Москвой в конце XV века эти угодья были переданы разным московским боярам.

Предполагают, что самые первые казацкие колонии на Днепре (Запорожская Сечь), Хопре (Червлёный Яр), Дону, Нижней Волге копировали кланово-родовую организацию, даже если такой клан не имел реального общего предка. Бежавшие в казаки люди из разных мест Руси включались старожилами в конкретный род, и только таким образом можно было получить право казацкого «гражданства». На это указывают пережитки подобной структуры, когда ещё в XIX веке для казака считалось важным принадлежать к какому-нибудь старинному казачьему роду.

Кланом в какой-то мере может считаться род купцов-землевладельцев Строгановых на Урале. Однако с течением времени у него, как и у других известных в России владельческих фамилий, а ещё раньше у любых казацких родов, полностью исчезает главный атрибут клана. Это – публично-правовая власть на определённой территории не только над членами рода. Она повсюду была вытеснена государственной организацией.