Как обманывали "дольщиков" в нулевые

Истории обманутых дольщиков, вложившихся в так никогда и не достроенное жилье - это настоящие человеческие трагедии.

История термина

Долевое строительство многоквартирных домов официально появилось в России согласно федеральному закону 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве». До этого жилье на этапе строительства продаваось по договорам соинвестирования, дававшим широкие возможности для обмана покупателей. Предполагалось, что новый закон защитит "дольщиков". Но на практике вышло иначе.

Дольщики: личная история

Семья жителей Дальнего Востока давно мечтала переехать в столицу. в 2011 году они заключили договор с компанией "Ройс-Руд", заплатив за однокомнатную квартиру в строящемся жилом комплексе "Шишкин лес" на территории Новой Москвы все свои деньги, вырученные после продажи двух квартир в Магадане. Спустя 8 лет "Шишкин лес" все еще не построен. Семье приходится снимать квартиру все эти годы. В отношении директора "Ройс-Руда" и группы неустановленных лиц возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности). Недавно стало известно, что московское правительство планирует построить несколько компенсационных домов для столичных "обманутых дольщиков", в том числе для тех, кто заплатил за квартиры в "Шишкином лесу". Однако предварительные сроки сдачи компенсационных домов - второй квартал 2021 года.

Какие "схемы" практиковали обманщики

Наиболее часто для обмана дольщиков использовались такие схемы: "вексельная" и предварительный договор купли-продажи.

Вексельная схема

На нее приходилось до 90% продаж в нулевые годы. При этом она оставляла дольщиков совершенно бесправными. Делалось это так: с покупателем вместо "правильного" договора долевого участия заключалось соглашение о намерениях и договор купли-продажи векселя - то есть покупатель как бы покупал у застройщика вексель (ценную бумагу) на сумму стоимости квартиры. Однако вексель формально не обязывал продавца передать покупателю именно квартиру - стоимость векселя можно погасить и деньгами. Ведь указать в векселе конкретную квартиру, подлежащую передаче, невозможно. При этом в случв случае банкротства застройщика держатели векселей получают деньги в последнюю очередь. Мало того, вексель, имеющий определенный срок оплаты, должен быть предъявлен к оплате в течение года со дня выдачи, иначе право покупателя на выплату аннулируется. Покупатели об этом обычно не догадываются.

Предварительный договор купли-продажи

В этой "схеме" застройщик получает от покупателя деньги, но право на владение квартирой оставляет себе на абсолютно неопределенный срок. Обычно в договоре прописывалось, что квартира будет передана в момент получения нужной документации у приемной комиссии. На практике это давало возможности для афер - можно было вымогать у отчавшихся людей дополнительные деньги за ту же квартиру или намеренно банкротиться. Закон запрещает принимать деньги в оплату по таким договорам, однако застройщики-аферисты оформляли эти суммы как "резервирование средств".

Схема ЖСК

В этом случае покупатель становился членом жилищно-строительного кооператива (ЖСК) и накапливал "паевые доли". Увы, деятельность ЖСК почти не регулируется нашим законодательством, в частности, договоры паевого накопления не подлежат обязательной регистрации в Росреестре. Поэтому компании могли продавать один и тот же пай нескольким покупателям подряд. А потом, конечно, банкротиться и улетать с деньгами покупателей в теплые страны.

Взгляд со стороны застройщика

Поселок таунхаусов в Подмосковье от компании "Сабидом" так и не был построен. По данным следствия, аферисты собирали деньги с дольщиков на подставные счета, а наличные даже не отображали в отчетности. Всего было украдено около 4,6 млрд рублей. Сейчас трое фигурантов дела находятся под стражей, а трое объявлены в международный розыск. Один из них, Сергей Калужин, получил убежище в США. По его словам, его честный строительный бизнес был разорен взятками и откатами "путинским чиновникам". В 2016 году бизнесмен дал несколько ярких интервью на эту тему и даже опубликовал открытое письмо в Сети. Схожую историю рассказывает бывший глава строительной фирмы "ВолгаСтройМонтаж" Дмитрий Посохин, недостроивший поселок "Белый Город" в Чебоксарах и улетевший в США из-под домашнего ареста в 2008-м, оставив на родине невозвратный залог в 5 млн рублей.