Что делали с москвичами в советской армии

"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооружённых Сил СССР, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну.... "

Это цитата из воинской присяги, которую приносили во времена СССР новобранцы, призванные на срочную службу в армию. В брежневскую эпоху (1964-1982гг), которую наиболее часто вспоминают как эталонное "советское время", мальчиков, достигших 18-летнего возраста, призывали в армию на 2 года. В результате распределения в одной воинской части оказывались подростки из разных миров, с разными правилами и понятиями. Мальчики из сел, из национальных республик и провинциальных городков резко отличались по бытовым привычкам и жизненным ценностям от москвичей.

Часто бывало, что призывники из бедных деревень воспринимали армию как курорт: их регулярно кормили, а к ранним подъемам и тяжелой физической работе они были привычными. А вот для новобранцев из Москвы армейская жизнь становилась суровым испытанием. Еда казалась несъедобной, режим дня - выматывающим, приказы начальства воспринимались как бессмысленное издевательство.

В армии СССР часто формировались так называемые "землячества": призывники из одного региона или города поддерживали друг друга. У москвичей "землячеств" не было прежде всего потому, что москвичи редко оказывались в достаточном для землячества количестве, потому что всеми силами старались армии избежать. За москвичом в армии не стояла никакая группа защитников.

Отношение к москвичам было плохим заранее - ведь деревенские подростки приносили из семьи представление о том, что в Москве все живут богато за счет остальной страны. Как результат, постоянные нападения и избиения делали службу в армии крайне опасной для жизни столичных призывников. Особенно если не удавалось распределиться служить в элитные подмосковные части.

"Отправили служить на Дальний Восток. Когда дембельнулся, был искренне удивлен, что удалось остаться в живых. Помогло только то, что задружился с одним армянином, командиром бригады пожарников", - подобные воспоминания об армейской службе можно часто услышать от пожилых москвичей.