Проституция в российской империи: как это работало

Долгое время в Российской империи с проституцией боролись всеми возможными способами. Петр I приказал закрыть все публичные дома, а девок, которых застали с солдатами, отправлять на каторгу. Екатерина Великая сажала владельцев борделей, а Павел I ссылал столичных проституток в Иркутск.

Однако все эти меры работали, мягко говоря, слабовато. На смену старых жриц любви, прибывали новые, в притонах не было отбоя от клиентов, а с французской болезнью к лекарям по-прежнему обращались чаще всего. Тогда Николай I и решил легализовать проституцию, установив над девушками, имеющими к ней отношение, строгий надзор.

В 1843-м учредили Военно-полицейский комитет, который контролировал представительниц древнейшей профессии. Все девушки сдавали паспорт в обмен на пресловутый желтый билет - восьмистраничную книжку, в которых можно было найти правила поведения для публичных женщин. Получив такой билет, заниматься другой работой было запрещено, а вернуть паспорт назад крайне затруднительно.

Бордели, как правило, делились на три категории. В самых нищих можно было предаться любви всего за 50 копеек, вот только там не предусматривалось даже кровати, лишь соломенные настилы. В средних публичных домах провести ночь с девушкой стоило шесть рублей. А вот в самых престижных в два раза больше. В таких борделях работницы не могли обслуживать более семи клиентов за сутки, но зато они находились в абсолютной роскоши - повсюду шелка и дорогая мебель. А сами девушки на постоянной основе носили дорогие украшения.

Помимо прочего государство строго следило за здоровьем проституток. Всем им выдавали медицинский билет, с которым они регулярно приходили на осмотр к врачу.

Несмотря на стремление власти держать индустрию любовных услуг под контролем, были и те девушки, которые не имея билета, зарабатывали на жизнь проституцией. Чаще всего "безбилетные" были крестьянского происхождения и предлагали свои услуги с помощью газетных объявлений. Однако они составляли небольшую конкуренцию своим коллегам из официальных борделей. В отличие от работниц театра, в контрактах которых нередко прописывалась обязанность "ужинать с гостями" после окончания представления. Обычно для таких "ужинов" во многих заведения отводили специальные уединенные кабинеты.

Ну, и особый вид девушек легкого поведения - содержанки. Зачастую они были иностранками и вели нарочито светский образ жизни. Вот, как писал о них неизвестный автор "Очерка проституции в Петербурге": "Встают они поздно, катаются по Невскому в каретах и выставляют себя на показ во французском театре".

Общество, безусловно, относилось к таким девушкам с некоторым презрением, но не пыталось унизить их. Многие понимали, что проститутки выбрали такой путь не от лучшей жизни, а писатели вроде Куприна и Горького и вовсе романтизировали эту профессию.