Крым, смерть и другие громкие скандалы с Coca-Cola

В Венгрии разгорелся ЛГБТ-скандал с компанией Coca-Cola. Вице-спикер правящей партии ФИДЕС обвинил производителя напитков в гей-пропаганде. Речь — о новой рекламе с изображением мужчин, пьющих колу, и с надписью «Ноль сахара, ноль предубеждений». Это не первый конфликт с участием компании. Вот некоторые наиболее громкие скандалы.

Массовые отравления

В 1999 году напитком отравились десятки человек в Европе. Сначала в больницу попали 30 школьников в бельгийском городе Антверпен. Все они пили колу. На следующий день компания Coca-Cola Belgique объявила об отзыве 2,5 миллионов бутылок. Но отравления продолжились — число пострадавших в Бельгии достигло 100 человек. Властям запретили распространение колы, фанты и спрайта, выпущенных на бельгийских и французском заводах.

Во Франции власти не поспешили запрещать продукцию, и также получили всплеск отравлений. Пострадали более 100 человек, в основном — жители Лилля и Дюнкерка. Оказалось, что причиной отравления стал бензол. Из-за нарушения технологии производства вещество для обработки деревянных деталей попало в напиток.

Здравствуй, смерть

К скандалу привели и попытки Coca-Cola совместить английский язык и язык маори в Новой Зеландии. На вендинговом автомате с напитком в Новой Зеландии случайно написали «Здравствуй, смерть» вместо «Здравствуй, друг».

Дело в том, что слово mate на английском означает «друг, приятель», но на языке маори точно так же пишется слово «смерть». Именно так удивленные новозеландцы читали фразу «Kia ora, Mate» на автомате по продаже напитка.

Стоит ли говорить, что неумелый маркетинговый провал высмеяли в соцсетях? «Наконец-то я вижу честное заявление в рекламе», — писали пользователи.

Крымский вопрос

В 2016 году Coca-Cola оказалась в центре скандала с новогодней рекламой. Компания сначала опубликовала в соцсетях изображение карты России без Крыма, Калининграда и Курильских островов. Потом Coca-Cola принесли извинения за ошибку и разместили новую карту — уже с полуостровом. Но вот на Украине это не одобрили, и призвали запретить напиток.

Остались без воды

Ежедневно Coca-Cola использует около 290 миллиардов литров воды для производства напитков по всему миру. Известно, что нужно два литра воды, чтобы получить один литр колы.

Именно поэтому жители нескольких индийских штатов обвинили Сoca-Cola в том, что компания оставила их без воды. Люди решили, что производитель израсходовал всю воду из колодцев для приготовления напитка, и вышли на акции протеста.

Демонстрации начались в штате Керала и длились несколько лет. Был даже иск в суд и многочисленные экспертизы. В итоге специальная комиссия доказала, что Coca-Сola действительно поспособствовала осушению колодцев, но главной причиной сложившейся ситуации стало все же недостаточное количество дождей в период муссонов.

Кстати, в 2016 году жители Кералы снова пожаловались на Coca-Cola. По их мнению, завод загрязняет воду в колодцах.

«Когда завод открылся, уровень воды в колодцах стал ниже. Мы не поняли сначала, почему. Потом у нас после использования воды начали чесаться глаза и кожа. Тогда мы осознали, что вода еще и оказалась загрязнена», — вспоминает 70-летняя жительница южного штата Керала.

Протесты в Нью-Йорке

А вот в 2013 году акция протеста из-за Coca-Cola в Нью-Йорке также была связана с ЛГБТ. Участники акции призвали к бойкоту напитка, так как компания-производитель, по их мнению, не поддерживает ЛГБТ в России.

Митингующие пришли с плакатами и баннерами. На них было написано: «Кока-кола, не будь спонсором ненависти!»; «Кока-кола, поддержи российских геев!»; «Вкус кока-колы — вкус российской гомофобии».

В акции приняли участие несколько десятков представителей американского ЛГБТ-сообщества и людей традиционной сексуальной ориентации. Они вылили несколько банок и бутылок с кока-колой на асфальт.

Участники призвали Coca-Cola предоставить однополым партнерам своих сотрудников в России такие же социальные льготы, которыми пользуются их коллеги в США.