Как русские торговали “Жигулями” на Ближнем Востоке

Первый автомобиль "Жигули" - ВАЗ-2101, известный в народе как "копейка", сошел с конвейера в Тольятти 9 апреля 1970 года. Надежная и простая модель стала мечтой многих водителей в СССР, но не только. Экспортные экземпляры "Жигулей" под названием "Лада" поставлялись за рубеж с 1971 года. Автомобили экспортировали в Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию, ГДР и ФРГ, Австрию, Францию, Швейцарию, Кубу, а также Египет, Великобританию и Нигерию. У экспортных автомобилей комплектация была богаче, отделка качественней, а сборка надежней - они проходили дополнительную проверку в Центре Импорта и "доводку" у местных дилеров.

Как русские продавали “Жигули” на Ближнем востоке
© Рамблер

На рубеже 1990-х, когда "отпущенный" рубль резко упал к доллару и другим валютам, стоимость "Жигулей" для иностранцев тоже снизилась. В это время арабская корпорация "Mannai Corporation" по договору с руководством ВАЗа стала заниматься импортом накопившихся на складах в Тольятти машин в страны Персидского залива, прежде всего в Катар. Перед продажей на собственном заводе компании в Катаре из советских "четверок" и "семерок" выбрасывали печки и вставляли кондиционеры. Это было главным и необходимым вмешательством в конструкцию машины - ведь летом в странах Персидского залива температура воздуха поднимается выше 50С.

Несмотря на необходимость дорабатывать автомобили, конечный продукт обходился компании в сумму около 3 тыс долларов и пользовался устойчивым спросом в качестве дешевой и надежной "рабочей лошадки". Также огромным спросом пользовались полноприводные "Нивы", равных которым по соотношению цена/качество в своем сегменте не было. Впрочем, экспорт в страны Персидского залива продолжался недолго - укрепившийся курс рубля и кровопролитная война за контроль над заводом, унесшая в 90-ые около 500 жизней, помешали развитию этой ветви бизнеса.