Черная пятница: история аукционов от невест до бриллиантов

В Вавилоне самым востребованным лотом были невесты, а сегодня с молотка уходит буквально все, от элитарного искусства до мыльных пузырей. Разбираемся, как развивалась история аукционов в течение 22 с лишним веков

История аукционов от невест до бриллиантов
© Кадр из сериала "Секс в большом городе"

Это было недавно, это было давно…

История аукционов началась давным-давно. Первые упоминания о такой форме сделок датируют аж 500 годом до нашей эры. Предполагается, что первым товаром на таких собраниях были… юные девушки! Да, в Вавилоне было принято выбирать жену не по любви. Это не единственное, что отличало аукционы того времени от современных. Торги проходили на понижение цен.

Это значит, что девушку мог взять в жены тот, кто первым соглашался с названной продавцом суммой. Сегодня такую систему продажи называют голландской.

В Римской империи аукционы тоже были востребованы, но уже не имели ничего общего с работорговлей. Продавали обычно сокровища, полученные во время сражений, и семейное имущество. Например, сам император Маркус Аврелий выставлял мебель, чтобы расплатиться с долгами.

Интересный факт: когда кто-то покупал военные трофеи, римские аукционисты вонзали в землю копье. Эта традиция сохранилась до наших дней, хотя и немного видоизменилась — под конец торгов звучит удар деревянного молотка.

После падения Римской империи об аукционах надолго позабыли.

Лишь в XVI веке традицию распродавать ненужные вещи переняли голландцы. Отсюда, кстати, и пошло название необычной системы торгов — голландская.

Развитие международной торговли, Великие географические открытия, совершенствование мировой кредитной и банковской систем привели к распространению торгов по всей Европе. Они стали проводиться в Англии, Франции и Германии, а в первой половине XVIII века заработали знаменитые аукционные дома: Sotheby’s и Christie’s.

А из нашего окна была антика продана

Догадайтесь, с чьей помощью аукционы попали в Россию. Даем одну попытку: ошибиться тут невозможно.

Верно, становлению торгов в нашей стране поспособствовал Петр I. Во время Великого посольства он постоянно участвовал в аукционах, покупая книги, инструменты и антики (прим. ред. — памятник скульптуры, созданных в античном мире).

Между прочим, практически вся экспозиция первого музея России — Кунсткамеры — была собрана как раз из предметов, приобретенных Петром I на торгах в Европе.

Как обычно, вдохновившись изобретениями иностранцев, Петр издал указ «О продаже конфискованных пожитков от Магистрата», где детально оговорил условия реализации предметов на публичных торгах. Несколько лет спустя аукционы стали распространенной практикой государства. Так распродавали земли, имения, сельскохозяйственную продукцию и другое имущество. К концу XIX с молотка начали уходить также просроченные банковские залоги.

В это время монархи активно участвовали в зарубежных торгах, приобретая ценности и предметы искусства. Например, печально известный корабль «Фрау Мария», затонувший в 1771 году в Балтийском море, вез Екатерине Великой купленные в Европе произведения голландских мастеров для коллекций Эрмитажа и Царского Села. Судно до сих пор лежит на дне моря.

Одно из первых официальных упоминаний термина «аукцион» в России датируется 1756 годом. Указ Ее Императорского Величества самодержицы всероссийской (Елизаветы Петровны) касался «продажи аукционным порядком недвижимых имений» в Ростовском и Рыльском уездах.

Шекспировской строфой

То, что в России развивалось скорее на государственном уровне, за границей быстро стало делом частным. В 1744 году предприниматель Сэмюэл Бейкер открыл аукционный дом Sotheby’s, а в 1766 у него появился первый конкурент — Джеймс Кристи. Он создал торговую марку Christie’s и занялся перепродажей произведений искусства. Интересно, что эти компании до сих пор контролируют арт-рынок.

Удивительно, но и Sotheby’s, и Christie’s могли сосуществовать и сохраняли свое положение даже в тяжелые для страны и мира времена.

Но, как говорится, нет повести печальнее на свете, чем повесть о людях, которым стало мало их дохода.

Первые серьезные проблемы у компаний возникли в середине 1990-х годов. Главы обоих домой решили пойти на «небольшую» хитрость, чтобы заработать побольше денег.

Они тайно заключили соглашение, в рамках которого обязали покупателя выплачивать комиссию и определили ее размер. Пожертвования благотворительным фондам при этом решили отменить. Так, для прикрытия.

Разумеется, достаточно быстро этот заговор вскрылся. Какой скандал! После громкого процесса в нью-йоркском суде обе компании вынуждены были выплатить штрафы, а некоторые фигуранты дела даже попали в тюрьму. Страшнее всего то, что оба аукционных дома в одночасье потеряли репутацию, наработанную за несколько веков.

Не продавал, но осуждаю

В России аукционным домам тоже долгое время приходилось несладко. После революции их считали пережитком царизма и не поддерживали. Впрочем, говорить о противоречии государственной идеологии нет смысла: многие едва сводили концы с концами и не могли получить даже предметы первой необходимости.

Со временем Советы поняли, что в некоторых секторах экономики публичные торги были бы кстати. Например, на открытых продажах выставляли мех, произведенный Внешнеэкономическим объединением «Союзпушнина». Так было проще выйти на мировой рынок.

Первый такой аукцион был организован в Ленинграде в марте 1931-го года. Среди покупателей были — страшно представить! — 80 представителей из 12 стран.

95% мехов удалось реализовать, да еще и с наценкой. Спустя несколько лет аукционы в этой сфере стали основным способом сбыта.

В конце концов на публичных торгах в СССР стали продавать лошадей, книги и, разумеется, предметы искусства. Цены, что неудивительно, зачастую оговаривались с потенциальным покупателем до проведения аукциона. Естественно, неофициально. Подтвердить это несложно.

Однажды Арманд Хаммер, американский предприниматель, на аукционе в Пятигорске приобрел редского арабского скакуна менее, чем через минуту после старта торгов.

Сумма в 1 миллион долларов была заранее согласована с министром сельского хозяйства СССР на приватной встрече.

Сплели всемирную сеть

И вот мы подошли к одному из самых интересных этапов развития аукционов. По правде говоря, вы и сами могли стать его свидетелем, — публичные торги вышли в Интернет. Вернемся на 20 лет назад.

В конце 1990-х годов были созданы базы данных artprice и artnet. Как видно из названия, они размещались в Интернете и анализировали арт-рынок на основе открытых данных.

Постепенно стали открываться настоящие маркетплейсы, например, Artsy и Invaluable. Чтобы сохранять лидирующие позиции, крупные аукционные дома тоже были вынуждены развиваться в этом направлении.

В 1999-м Sotheby’s запустили sothebys.com, а в 2004-м на сайте стартовали трансляции аукционов дома с платформы BIDNow.

Своей главной задачей специалисты аукционного дома поставили привлечение новой, более молодой аудитории.

Юные покорители Силиконовой Долины готовы были раскошелиться, стоило только рассказать им о модных Кунсе и Херсте.

Когда Интернет стал доступнее, появились и другие аукционные службы, на которых люди могли выставлять буквально все: картины, книги и даже запчасти для тракторов.

Нацелившись на молодую аудиторию, Симон де Пюри создал аукционный дом Phillips. На торгах выставляли образцы современного искусства и фотографии. Внимание к продажам привлекали с помощью ярких вечеринок и необычных «ведущих».

Было ваше — стало наше

В России история аукционов начала новый виток в 1990-х, когда государство дало старт приватизации. Продавать стали предприятия, акции, облигации и имущество банкротов. Лишь к началу 2000-х годов стали появляться частные аукционные дома узкой специализации.

Вот и докатились

История аукционов пестрит живописными эпизодами. Небольшая комната с приглушенным светом, дамы в бриллиантовых колье, благородные мужчины, отрывистый стук молотка и торжественное «Продано!»… Таким сценам и сейчас найдется место, но все чаще аукционисты принимают ставки не только из зала или от сотрудников колл-центра, но и с огромного табло в конце комнаты. Покупатели, в свою очередь, делают ставки у себя дома, наслаждаясь вторым бокалом Pino Noir и всматриваясь в монитор. Что будет дальше?