Почему некоторые картины за нами следят

Скорее всего, посещая картинную галерею, вы не раз замечали, как люди, изображенные на известных портретах, смотрят на вас и пытаются проследить за каждым вашим шагом. Такой эффект начал активно применяться в искусстве еще в эпоху возрождения. “Рамблер” решил разобраться, с чем связана такая слежка и есть ли в этом что-то мистическое.

Почему некоторые картины за нами следят
© depositphotos.com

Взгляни на меня

Дело в том, что наш мозг очень хорошо определяет направление взгляда. В 1973 году группа ученых Оксфордского университета определила, что даже на самом абстрактном изображении человека, мы первым делом ищем его глаза и тщательно определяем куда они смотрят. В ходе специального эксперимента людей просили изо всех сил игнорировать направление чужого взгляда, но они рефлекторно отвлекались. Ученые пришли к выводу: любые другие визуальные раздражители умеют лишь притягивать внимание, и только чужие глаза насильно толкают нас посмотреть в сторону. Именно поэтому мы никогда не можем удержаться, чтобы не проследить за взглядом.

Для чего читается направление взгляда

Ученые называют это “сверхспособностью”, позволяющей человеку читать мысли. В нашем мозге есть специальный модуль слежения за взглядом, расположенный в верхней височной борозде. Если вы знаете куда смотрит другой человек, вы можете мгновенно понять что его интересует, и какие действия он планирует совершить. В Оксфордском университете определили, что без умения распознавать чужие взгляды, наша речь была бы менее информативной. Без пристального взгляда человек бы потерял способность улавливать важные моменты и считывать информацию, помогающую ему существовать. Этот механизм позволял древним людям выживать в суровых условиях и спасаться от хищников.

Прямой взгляд в нас самих

Такой сигнал человек распознает с лазерной точностью. Издали вы не сразу сможете прочитать надпись на футболке человека, но зато вы моментально можете поймать его взгляд и понять, что он смотрит прямо на вас, а не на вашего соседа или людей, идущих рядом. Чтобы распознать направление взгляда, мозг использует резкий контраст между белками и зрачками. Неудивительно, что портреты следят за нами взглядом, ведь они всего лишь представляют из себя изображение человека, который смотрит прямо на художника, пишущего картину. Сколько бы сознание не говорило нам, что глаза на картине неподвижны, модуль распознавания продолжает посылать пугающие импульсы, которые заставляют нас думать о мистической стороне визуального обмана. Далеко не все картины и изображения обладают этим эффектом. Чтобы использовать этот прием, художник должен изобразить человека в анфас и туловищем к зрителю, а его взгляд должен быть направлен прямо вперед.