Как русские дельцы продали Лувру подделку

Весной 1896 года в зале античного искусства знаменитого Лувра появился новый экспонат: уникальная золотая тиара, которую, по преданию, древние греки подарили скифскому царю Сайтаферну. За удивительный артефакт музей отдал огромные по тем временам деньги — 200 000 франков. И лишь спустя шесть лет выяснилось, что тиара на самом деле — это искусная подделка. О том, кому удалось обмануть лучших антикваров, подтвердивших подлинность тиары, и как был раскрыт этот обман, рассказывает “Рамблер”.

Как русские дельцы продали Лувру подделку
© Depositphotos

В XIX веке в Очакове жили и работали братья Гохманы, одесские купцы, державшие антикварную лавку, в которой продавали различные предметы старины. Особым спросом у покупателей пользовались мраморные плиты с древнегреческими надписями. Выручка за них была большой, но вот находили их на побережье Черного моря, увы, не слишком часто. Тогда братьям в голову пришла отчаянная идея: подделывать артефакты. Они открыли подпольную мастерскую, на мастерах экономить не стали, привлекли к работе самых опытных камнерезов, и “бизнес” пошел. Правда, в текстах на поддельных плитах порой встречались ошибки, но братья объясняли особо дотошным покупателям, что писцы в Древней Греции не всегда отличались грамотностью. Удивительно, но им верили.

Вскоре братья решили, что дело по изготовлению подделок стоит расширять. Гохманы наняли на работу ювелиров и золотых дел мастеров. Вскоре на полках их антикварной лавки начали появляться и “древние” украшения, амфоры и другие предметы. Подделки отлично продавались, но пока лишь на территории России. Гохманы же планировали выйти на международный уровень. Для этого им было необходимо изготовить такой шедевр, который можно было бы продать за границу в один из крупнейших музеев. Выбор пал на золотую тиару, которую, согласно легенде, стремясь обезопасить себя, подарили скифскому правителю, царю Сайтаферну.

Изготовить подделку взялся знаменитый ювелир Израиль Рухомовский. Восемь месяцев он трудился над изготовлением уникального изделия, которое, как ему объяснили Гохманы, предназначалось в подарок одному профессору-археологу.

Когда тиара была готова, с подачи братьев, в одной из газет появилась заметка о том, что в Крыму крестьяне обнаружили уникальный артефакт, оказавшийся в итоге в антикварной лавке братьев Гохманов. А через некоторое время дельцы уже вывезли тиару в Европу.

© Wikipedia

Поначалу они предполагали продать изделие в Венский Императорский музей, но у австрийцев не оказалось необходимой суммы, чтобы выкупить его. Тогда отчаянные братья решили замахнуться на Лувр. Авантюристы, конечно, сильно рисковали, но все прошло гладко: лучшие эксперты, осмотрев тиару, признали ее подлинной. Здесь, разумеется, надо отдать должное ювелиру Рухомовскому: качество работы было на высоте.

Сделка состоялась, и весной 1896 года золотая тиара заняла почетное место в зале античного искусства знаменитого музея, где и демонстрировалась посетителям в течение шести лет.

Разоблачение произошло случайно. В марте 1903 года скульптора по имени Анри Майенс привлекли к суду за изготовление подделок. Он же во время процесса заявил, что намерен разоблачить все подделки и “признался”, что тиару, выставленную в Лувре изготовил он. Позже, правда, выяснилось, что это оказалось шуткой, но внимание к уникальному экспонату музея привлекло невероятное.

Выяснить, является ли тиара подделкой на самом деле, стало теперь делом принципа. Тем более, что ранее, еще в первый год появления изделия в Лувре, известный археолог Адольф Фуртвенглер уже высказывал мнение, что тиара вовсе не подлинник. Однако его слова не восприняли всерьез, да еще и обвинили в том, что в профессоре-немце просто говорит злоба и зависть.

Теперь же объявился даже свидетель, некий господин Лившиц, эмигрировавший во Францию из России и заявивший, что он лично видел, как проходила работа над тиарой в мастерской его приятеля Израиля Рухомовского. Когда ювелиру задали прямой вопрос о происхождении тиары, он отпираться не стал, подтвердив, что “тиара царя Сайтаферна” — дело его рук. Правда, он уточнил, что был уверен, что изготавливает подарок одному из профессоров археологии. О братьях Гохманах, кстати, ювелир предпочел умолчать.

В итоге руководство Лувра было вынуждено признать свою ошибку, а тиару переместили из зала античного искусства в зал современного искусства.