Битва при Карансебеше: Как 100-тысячная австрийская армия уничтожила себя еще до прихода врага

В мире было множество войн, схваток и сражений, которые вошли в анналы истории, некоторые из них даже приобрели статус легендарных. «Рамблер» рассказывает об одном из самых абсурдных сражений в истории, ставшим настоящим позором для австрийской армии.

Как 100-тысячная австрийская армия себя уничтожила
© Wikipedia

Речь идет о битве при Карансебеше – сражении австро-турецкой войны, состоявшемся 17 сентября 1788 года. Австрийская армия, насчитывающая около 100 000 бойцов разных национальностей, поджидала противника у современного румынского города Карансебеш. Рота гусар, представляющая собой авангард австрийской армии, перешла реку Тимиш в поисках неприятеля, которого нигде не было видно. Вместо турок солдаты обнаружили группу цыган, которые предложили им несколько бочек шнапса, которые и купили гусары для утоления своей жажды.

Прошедшая через переправу пехота потребовала налить личному составу хотя бы по кружке шнапса, однако гусары не согласились и принялись воздвигать из бочек баррикады. Из-за начавшейся перебранки один из кавалеристов либо случайно, либо умышленно выстрелил в пехотинца. В итоге, завязалась потасовка, в которой ни одна из сил не хотела уступать другой. Некоторым солдатам пришлось спешно ретироваться с поля боя.

Остальные австрийские войска, подходившие к переправе, увидели бегущих солдат. Кто-то из бойцов прокричал «Турки! Турки!», что сразу же спровоцировало смуту в рядах армии. Неизвестно, был ли выкрик шуткой или нет, однако подействовал он мгновенно: гусары решили, что приближается неприятель и вместе с пехотинцами ринулись прочь.

Многонациональная австрийская армия пребывала в растерянности, пытаясь отыскать врага. В то же время офицеры пытались урезонить взбунтовавшихся бойцов, выкрикивая на немецком «Стой! Стой!». Солдаты, плохо знающие немецкий, почему-то подумали, что голос принадлежит турками, а говорит он «Аллах! Аллах!», что являлось боевым кличем некоторых частей противника. Войска поглотила паника, а поскольку события происходили ночью, то австрийцы подумали, что враг устроил засаду и уже находится рядом.

Вскоре вырвались кавалерийские лошади, командир артиллеристов приказал открыть огонь, снаряды начали взрываться в рядах обезумевших от страха солдат. Весь лагерь стал местом безумной бойни, в то же время солдаты уже не сомневались, что они воюют против ворвавшегося в их ряды врага.

Разбуженный шумом битвы император Иосиф II решил, что на армию напали турки и попытался принять командование, однако паникующая толпа сбросила его с коня. Адъютант императора погиб под ногами лошадей, а самому военачальнику повезло упасть в реку. К утру все уже было кончено: большая часть многонациональной армии разбежалась от страха, а поражение навсегда осталось в летописях австро-турецкой войны.