Почему в СССР была запрещена рождественская елка

Мы уже не представляем себе празднование Нового года и Рождества без елки: как привычно опутывать колючую красавицу мишурой и гирляндой, вешать красивые шары и бантики, а на вершине, как прекрасное дополнение, звезда или что-то другое. Давняя традиция стала также естественна, как процесс дыхания, однако существовал период, когда рождественская елка была запрещена. Об этом - в материале "Рамблера".

Почему в СССР была запрещена рождественская елка
© depositphotos

Известная новогодняя традиция наряжать елку не могла прижиться в России около века: после того, как зарубежный обычай был принесен к нам Петром I, люди продолжали настороженно относиться к такой экзотике. Во-первых, исторически ель на Руси символизировала смерть; а во-вторых, по указу представителя династии Романовых, еловыми ветками украшали питейные заведения, что подрывало имидж новогоднего дерева. Обычай начал стремительно распространяться после 1817 года, когда великая княгиня Александра Федоровна повелела поставить домашнюю елку. Аристократия, подверженная влиянию авторитетов, с легкостью подражала начальству, что позволило красивому обычаю получить распространение.

Первым ударом по канону стала мировая война, начавшаяся в 1914 году. Тогда ультрапатриоты, призывавшие отказаться от всего немецкого, сразу же вспомнили о безобидной традиции. Идею поддержал и Святейший Синод. Впрочем, подобная мысль на некоторое время забылась, пока к власти не пришли большевики.

По словам доктора филологических наук Елены Душечкиной, борьба с новогодним символом началась в 1922 году, когда Рождество планировалось заменить "комсомольскими святками".

По другой версии, "антиелочная" пропаганда берет свое начало с 1927 года. В любом случае дело было в религиозном посыле новогодней традиции: считалось, что рождественская елка являлась фетишем.

Украшение новогоднего дерева считалось преступлением, а дежурные, заглядывая в окна, тщательно следили, чтобы граждане не нарушали установленный порядок.

Настроения сторонников антирелигиозной пропаганды, к которым позднее присоединились и защитники леса, можно выразить стихотворением поэта-сатирика В. И. Горянского:

"Скоро будет Рождество - Гадкий праздник буржуазный, Связан испокон веков С ним обычай безобразный: В лес придет капиталист, Косный, верный предрассудку, Елку срубит топором, Отпустивши злую шутку. Тот, кто елочку срубил Тот вредней врага раз в десять, Ведь на каждом деревце Можно белого повесить!"

Елку "реабилитировали" только в 1935 году, когда видный партийный деятель Павел Постышев обратился к Сталину с предложением возобновить традицию, подарив детям настоящий праздник. "Вождь народов" согласился с доводами собеседника, пообещав свое содействие. После, благодаря нескольким кампаниям в СМИ, красивая традиция вновь стала актуальной, а дерево превратилось из рождественского в новогоднее.