Почему коммунисты выбрали пятиконечную звезду

Сейчас красная звезда ассоциируется с советской властью и коммунистическим движением. Разумеется, сам по себе символ гораздо древнее, большевики его просто позаимствовали и наполнили новым содержанием. Почему именно пентаграмма стала символом Коминтерна — в статье «Рамблера».

Почему коммунисты выбрали пятиконечную звезду
© Pixabay

Пентаграмма считалась мощным талисманом еще в глубокой древности. Ее изображения встречаются в Месопотамии и Древнем Египте, ее использовали Александр Македонский, царь Соломон и даже король Артур, если верить поэмам. В Вавилоне ее считали символом богини любви и красоты Иштар и ее воплощения — Венеры, утренней звезды. А в Древнем Риме она была символом бога войны Марса, поэтому пятиконечная звезда называлась марсовой.

Последователи Пифагора, а позже и средневековые схоласты видели в пятиконечной звезде символ пяти первоэлементов — огня, воды, земли, воздуха и духа, творческого начала. В этом же качестве ее использовали и европейские маги.

Рыцари видели в звезде отражение пяти добродетелей — благочестия, отваги, благородства, невинности и вежливости.

А европейские монахи связывали ее с пятью ранами Христа и Девой Марией. Впрочем, во времена охоты на ведьм пентаграмма стала восприниматься как колдовской знак, «нога ведьмы».

В перевернутой пентаграмме сначала не видели ничего дурного и даже рисовали на иконах до XIX века, когда французский оккультист Элифас Леви не объявил ее символом дьявола.

Интересно, что в качестве отличительного знака русской армии пятиконечная звезда использовалась задолго до большевиков — еще Николай I утвердил золотые звезды, которые носили на эполетах, а позже и на погонах.

Пятиконечная звезда зеленого цвета была символом эсперантистов. Масоны также использовали пентаграмму как символ совершенства и знания.

На рубеже XIX и XX веков возникла мода на оккультизм. Интеллигентные люди устраивали спиритические сеансы и общались с духами. Поветрие не обошло стороной и революционеров, некоторые из которых даже были членами масонских лож. Будучи прагматиками, они верили во все, что могло сработать.

Недаром в двадцатые годы большевистская элита горячо поддержала азиатскую экспедицию Рериха, который мечтал найти мистическую Шамбалу. Разумеется, без сбора сведений на территории сопредельных стран не обошлось. Но и Шамбала виделась им скорее источником чудо-энергии, чем земным раем.

Революцию они воспринимали как создание нового мира на руинах старого, то есть почти божественный акт. А себя назначали на роль героев, а иногда и мучеников. А раз так, то новой религии нужен был символ — в противовес привычному кресту.

Таким символом стала красная пятиконечная звезда, утвержденная Троцким как эмблема Красной армии.

В центре разместили молот и плуг (который позже заменили серпом), как символ мирного рабочего и крестьянского труда —его и должен защищать революционный Марс.

Кстати, сначала звезда была перевернутой, но ассоциации с дьявольской меткой были настолько сильными среди населения, что от этой идеи пришлось отказаться. Пять концов символизировали материки, которые должны объединиться под знаменем революционной идеи.

Не исключено, что Троцкий использовал звезду для привлечения в Красную армию бывших царских офицеров, создавая иллюзию преемственности между старой и новой армиями.