Почему сорвался план по постройке московского метро в 1875 году

Возникновение идеи построить в Москве подземную железную дорогу датируется 1875 годом, когда инженер Василий Титов предложил создать трассу от Курского вокзала до Марьиной рощи. Реализация проекта сразу бы вывела Россию на второе место после Англии в рейтинге стран, обладающих метро. Тогда такой вид транспорта был и в Нью-Йорке, правда - надземный. "Рамблер" рассказывает о том, что помешало реализовать идею строительства подземной трассы в 1875 году.

Почему в Москве не построили метро в 1875 году
© Instagram/mosmetro (организация запрещена в России)

С 1875 по 1930 год было представлено не менее пяти проектов строительства метрополитена. Что касается идеи инженера, то Мосгордума отвергла инициативу Титова из-за слишком смелого по тем временам концепта, а также дороговизны строительства и реализации проекта.

Всерьез заговорили о подземной трассе в 1900-х годах, когда инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре высказались о необходимости построить в Москве сеть «городских железных дорог большой скорости внеуличного движения». Впрочем, их идея также была раскритикована:

  • считалось, что это нанесет Москве непоправимый урон, превратив город в ж/д развязку;
  • заволновалось археологическое сообщество, ссылаясь на нарушение целостности несущих культурный отпечаток построек;
  • против идеи выступали представители религиозного сообщества, посчитавшие за грех спуститься в "преисподнюю".

В итоге работу над проектом возобновили только в 1930 году, когда скрывать проблему переполненности общественного транспорта, который в основном исчерпывался трамваями, больше было нельзя. Решающим моментом стало шестое января 1931 года, когда в Москве встал весь транспорт, тогда строительству метро и дали полноценный зеленый свет.