Не поворачивайся спиной к влюбленному маньяку: нож на теннисном корте

Она отдыхала на скамейке, когда почувствовала резкую боль в спине. Обернулась. Увидела красное от напряжения мужское лицо и занесенную для второго удара руку с ножом. 30 апреля 1993 года на первую ракетку мира Монику Селеш было совершено нападение.

Не поворачивайся спиной к влюбленному маньяку
© World Of Tennis / YouTube

Инцидент произошел в перерыве четвертьфинального теннисного турнира в Гамбурге. Монике было 19. Она выиграла 8 чемпионатов "Большого шлема" и сместила с верхней строчки мирового рейтинга постоянную конкурентку, немку Штеффи Граф. Кто решил остановить югославско-американскую теннисистку, выяснилось в день нападения.

Влюбленный маньяк

Преступником оказался немец Гюнтер Пархе. Его скрутили зрители на корте. В полиции он заявил, что является фанатом Штеффи Граф, влюблен в нее и хочет помочь ей снова стать лучшей в мире. Сотрудничал со следствием. Показал, где сидел, куда прыгнул через ограждение, в какой сумке пронес нож с 20-сантиметровым лезвием; изобразил, как, взяв его обеими руками, бил в плечо спортсменки. Его признали умалишенным. Дали два года условно и назначили лечение.

Несправедливым приговор показался не одной Монике Селеш. У нее была гигантская армия поклонников. Ее обожали не только за "самые быстрые удары". Но и за то, что она без конца меняет цвет волос и прически; и за маленькую собачку, которую всюду возит с собой; и за привычку тараторить 300 слов в минуту, и за "фирменное" хихиканье. Легендой стали и стоны Моники на корте. Журналисты писали, что от криков Селеш во время игры "сжимается кожа на голове".

След лезвия

Ножевая рана была неопасной, но психологическая травма – очень сильной. Монику долго преследовали кошмары. Когда через два года она вернулась на корт, у нее появилась новая привычка. Во время смены сторон теннисистка поворачивала свой стул на 90 градусов, боялась сесть к зрителям спиной.

Рассказывает главный редактор журнала ProCourt Виталий Яковенко:

"О нападении на Селеш говорили почти столько же, сколько о теракте 1972 года на Олимпиаде в Мюнхене. Это был вопиющий случай. После него трудно было предположить, что Моника восстановится на сто процентов чисто психологически. Но она показала чудо. Выйдя из очень тяжелого стресса, в 1996 году еще раз победила на "Большом шлеме".

Виталий Яковенко напомнил, что позднее было немало случаев, когда теннисисткам угрожали психически неуравновешенные люди.

В 2003 году американка Винус Уильямс наняла частную охрану: один болельщик пообещал расправиться с ней в Уимблдоне. Объектом преследования со стороны околоспортивных маньяков не раз становились чешская теннисистка Даниела Хантухова и россиянка Мария Шарапова.

Тема остается актуальной: не потому ли, что 27 лет назад с Гюнтером Пархе обошлись слишком мягко?