Новосибирский этнографический театр завершил сезон бурятской сказкой

Театр "У мамонта", созданный при Институте археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск), провел два театральных сезона и уже строит планы на третий. Все постановки основаны на записях этнографов и фольклористов, собиравших материал во время экспедиций по Сибири и Дальнему Востоку.

Новосибирский этнографический театр завершил сезон бурятской сказкой
© Российская Газета

Второй театральный сезон завершился показом спектакля по бурятской сказке "Молодец и его жена-лебедь". Она повествует о парне-сироте, который однажды встретил на берегу озера семерых лебедей. Птицы превратились в прекрасных девушек. И, пока они купались, не замечая молодца, тот украл одежду самой красивой из девиц, и той пришлось стать его женой.

В красавицу влюбился и злой хан, который стал строить сироте козни и давать трудные и невыполнимые для простого смертного задания, чтобы избавиться от парня, а самому жениться девушке. Молодцу приходилось три раза отправляться в потусторонний мир, вернуться из которого каждый раз помогала жена-лебедь, поскольку сама являлась магическим существом. Парень с достоинством прошел все испытания, после чего сам стал ханом.

Легенду записал фольклорист В.Ж. Хамаганов во время общения с одним из представителей хори-бурят в селе Жемчуг Тункинского района Республики Бурятии в 1959 году. Сказка появилась на основе еще более древнего мифологического сюжета. В одном из его вариантов, например, лебедь-жена родила молодцу 11 детей, и они стали основателями 11 бурятских родов. В другом красавица-жена попросила мужа показать ей украденную одежду, и когда она взяла ее в руки, то одежда превратилась в оперение, и женщина птицей взмыла в небо и вернулась к своей лебединой стае.

Хори-буряты - одна из крупнейших этнических групп бурятского народа. Наряду с ними встречаются также барагуты, селенгинские, иркутские и баргузинские буряты, ойраты и так далее. У каждой этнической группы есть свой миф о происхождении, согласно которым каждая группа берет начало от одного первопредка. Так, ольхонцы и баргузинцы верили, что это был орел. У булагатов сохранились предания о быке-прародителе, у эхиритов жизнь человеческому роду дали рыбы.

"Представители хори-бурят верили, что лебедь - это хун шубуун, то есть их первопредок. Лебедь и сегодня для них священное животное. До сих пор практикуются различные обряды. Например, если женщина видит пролетающую по небу стаю диких лебедей, должна выйти из дома и выплеснуть вверх немного молока. Таким образом она привлечет благополучие в свою семью. У хори-бурят запрещено убивать лебедей и есть в пищу их мясо", - поясняет куратор театра, экскурсовод музея народов Сибири и Дальнего Востока (он входит в структуру института) Валентина Васильева.

Главную роль молодца сыграл коренной хори-бурят, председатель национально-культурной бурятской автономии "Байкал" Энхэ Эрдынеев. Он также выступил консультантом при подготовке спектакля.

"Мне, как режиссеру, хотелось создать атмосферу народной жизни. Например, декорировать сцену сеном. Но Энхэ меня отговорил. Не могло быть у хори-бурят сена. Они его не заготавливали, ведь это был кочевой народ. Тоже самое относительно других деталей: как говорили, как кланялись, как одевались и так далее. Нам было важно с уважением отнестись к бурятским культурным традициям и показать их", - прокомментировала режиссер-постановщик и актриса Галина Блинникова.

Фото: Института археологии и этнографии СО РАН

Показ, завершивший театральный сезон, состоялся рамках акции "Музейная ночь". Зрителям представили его во второй раз. А в первый раз после показа Энхэ Эрдынеев отвечал на вопросы зрителей. По словам артиста, миф о прародительнице-лебеде очень древний и он был, предположительно, записан еще в виде петроглифов на каменных плитах.

Театр "У мамонта" начал работать осенью 2022 года. Первый спектакль по хантыйской легенде "Женщина мось" зрители высоко оценили, и это вдохновило куратора Валентину Васильеву продолжать дальше. Легенды для постановок она находит в многотомной серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", выпуск которой был начат сотрудниками Института филологии СО РАН и их коллегами еще в советское время.

Некоторые мифы были записаны еще во время экспедиций в XIX веке. Первой площадкой театра стал вестибюль здания института, где сцена была устроена прямо рядом со скелетом якутского мамонта. Собственно, поэтому театр так и называется - "У мамонта". Сегодня спектакли проходят в музее института.

Всего в репертуаре 10 постановок. В новом театральном сезоне, который начнется не в сентябре, как у всех театров, а в августе, планируют освоить еще одну нестандартную площадку - музей под открытым небом, расположенный на окраине Академгородка, практически в лесу. В августе зрителям покажут спектакль "Омоллоон" по одной из якутских легенд. В сентябре, пока еще тепло и не начались дожди, известный новосибирский актер Савва Темнов сыграет шамана в спектакле по хантыйской сказке на фоне реконструкции хантыйского святилища.

Миссия театра не столько развлекать, сколько просвещать зрителя, уверена Валентина Васильева. Поэтому к проекту стараются привлекать ученых в качестве консультантов или лекторов, которые после спектакля с научной точки зрения могут объяснить происходящее на сцене. Сами исследователи воспринимают театр как еще один способ популяризировать историю.

Один из археологов предложил обратить внимание на китайские бронзовые зеркала, хранящиеся в музее. Их нашли при раскопках. Эти зеркала играли значимую ритуальную роль у народов Сибири и Азии, у которых были довольной прочные связи с китайской культурой. Существует легенда о том, что создал их китайский император для наблюдения за фазами луны. При прохождении света через зеркала, они якобы становились прозрачными. Артисты уже заинтересовались этой легендой и думают, как ее воплотить на сцене.