История улыбки: как на нее влияли политика, культура и медицина

Если сегодня улыбка приветствуется и используется как инструмент налаживания коммуникации, то в западном обществе до XVIII века так не считали. Поощрялось сдержанное и спокойное выражение лица, и тем более нельзя было показывать зубы, иначе вас могли счесть безумцем. Сделали перевод эссе профессора истории культуры Лондонского университета королевы Марии Колина Джонса «История улыбки».

Как появилась улыбка

Улыбка — легкое движение. Для него требуется только одна мышца — большая скуловая в углу рта. Она также универсальна и может обозначать удовольствие, наслаждение, веселье, развлечение, удовлетворение, привязанность, соблазнение, облегчение, стресс, нервозность, раздражение, гнев, стыд, агрессию, страх и презрение.

Мышцы лица, необходимые для улыбки, на самом деле присутствуют еще в утробе матери. Вообще, улыбка впервые возникла на лице предков задолго до появления Homo sapiens. Именно Чарльз Дарвин в своем труде «Выражение эмоций у человека и животных» впервые продемонстрировал улыбку большой обезьяны. Это выражение лица может обозначать удовольствие, но также и агрессивную самозащиту.

Древние римляне не различали улыбку и смех, используя латинский глагол ridere для обоих. Только к концу Римской империи стали употреблять уменьшительное — subridere, что означало «легкий смех». Около 1300 года, например, французский язык содержал слова для обозначения смеха (rire), смеха (le rire или le ris) и улыбки (sourire, от sous-rire).

Примерно в то же время в кельтских и славянских языках появилось специальное слово для обозначения улыбки, но с использованием нелатинского термина. Английский наконец получил свою «smile» от верхненемецкого или скандинавского источника. В тот же момент улыбка вошла в традицию западного искусства в виде знаменитого «улыбающегося ангела», созданного в 1236–1246 годы. Он украшает западный фасад великого собора в Реймсе на северо-востоке Франции. Историки отметили появление новых цивилизационных ценностей в западной культуре.

«Улыбающийся ангел», скульптура на фасаде Реймсского собора, 1236–1245 годы

Улыбка в том виде, каком мы ее знаем, была широко распространена в западном мире с XIII века. Петрарка мечтал о «сиянии ангельской улыбки» своей возлюбленной. Бард знал, что «можно улыбаться и быть злодеем». Живопись эпохи Возрождения также приветствовала улыбку. Однако ее значение не всегда было ясным: вспомните легендарную, хотя и раздражающе двусмысленную улыбку на губах Моны Лизы Леонардо да Винчи (1503–1517).

В западном искусстве улыбающийся рот почти всегда был закрыт. Зубы появляются на лицевых изображениях крайне редко. Можно просмотреть рисунки, картины и скульптуры, созданные до XIX века, в художественных галереях и музеях мира и не найти ни одного примера оскала. Причина молчаливой улыбки во многом объясняется культурными ценностями, а не биологическими недостатками.

Почему при улыбке не показывали зубы

Во-первых, существовала тесная связь между открытым ртом и низшими сословиями. Открывать рот могли только плебеи. Эта условность отражала социальные нормы, существующие в патрицианском обществе. Они изложены в двух влиятельных произведениях: «Книге придворного» мантуанского дипломата Бальдассаре Кастильоне и «О вежливости в детях» голландского гуманиста Эразма. Оба рекомендовали смеяться с закрытым ртом.

Немецкий социолог Норберт Элиас в 1939 году назвал «цивилизационным процессом» контроль над телом, особенно в общественных местах. Рты во время еды должны быть закрыты, плеваться запрещено, в глаза лучше не смотреть. Нарушение этих правил говорило о том, что человек теряет рассудок. Распахнутый рот был признаком сумасшедших.

Еще один фактор, объясняющий отсутствие открытых ртов в западном искусстве, связан с так называемыми историческими картинами, изображающими сцены из древней истории или священных писаний. Люди часто изображаются охваченными сильными эмоциями, такими как ужас, страх, отчаяние, ярость или экстаз. В XVII веке главный художник Людовика XIV Шарль Лебрен стремился систематизировать условности, касающиеся изображения страстей. Он опирался на неявные нормы, которые обнаружил в западном искусстве, и искал подтверждения своих идей в передовой физиологии философа Рене Декарта.

Декарт утверждал, что шишковидная железа — это «вместилище души», расположенное внутри головы, между глазами и за переносицей. В железе формировались мысли и ощущения, и это, как утверждал Декарт, влияло на приток жизненных сил к мышцам, включая, что немаловажно, мышцы лица. Лебрен сделал вывод, что, когда душа спокойна и безмятежна, лицо спокойно.

Теории Лебрена получили распространение в Европе с конца XVII века. Несмотря на то что этот взгляд устарел, рисунки лиц оставались очень популярными. На протяжении XVIII и вплоть до XIX века копирование выражений стало стандартным способом, которым художники-любители учились рисовать.

Зубы также появлялись на некоторых автопортретах художников, изображающих себя в сардонической манере. Обычный же портрет следовал традиции Кастильоне, «Моны Лизы» и «Смеющегося кавалера». Это продолжалось до 1787 года. Именно в том году в Париже Элизабет-Луиза Виже-Лебрен (родственница придворного художника Людовика XIV) выставила автопортрет в ежегодном Салоне в Лувре. С дочерью на коленях она смотрит на зрителя и улыбается, обнажая белые зубы. Так в западной культуре родилась современная улыбка.

Жюли Лебрен, Автопортрет с дочерью Жюли, 1786 год. Лувр.

Мадам Виже-Лебрен инициировала нечто вроде художественной революции на пороге более известной политической революции 1789 года. Но, возможно нарисованная улыбка отражала изменения, уже происходящие во французском обществе. Жесткая серьезность, условность и неподвижность лица, которые так ценились при королевском дворе в Версале, утратили свою привлекательность для живой столичной культуры. В салонах, кофейнях, театрах, магазинах и т. п. более расслабленное и непринужденное поведение было нормой.

Более того, белозубая улыбка приобрела новый престиж благодаря культу чувствительности, охватившему Европу в середине века и поощряемому бестселлерами Сэмюэля Ричардсона («Памела», «Кларисса») и Жан-Жака Руссо («Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль»).

Подобные романы вызывали у читателей желание вести себя подобно вымышленным персонажам. Эта тенденция напоминает влияние голливудских звезд в социальных сетях на широкую аудиторию. Добродетельная улыбка, демонстрирующая здоровые белые зубы в романах, стала образцом для парижской элиты. Стало не только допустимо, но и желательно проявлять свои естественные чувства.

Французская столица стала известным центром стоматологической гигиены. В Европе и во всем мире до начала XVIII века уход за полостью рта представлял собой комбинацию выбора зубов, болеутоляющих опиатов и неразборчивого выдергивания зубов. Однако в Париже появился новый вид эксперта по уходу за полостью рта: дантист. Термин был придуман в Париже в 1720-х годах и вошел в английский язык в середине века. Новые дантисты могли чистить, отбеливать, выравнивать, пломбировать, заменять и даже пересаживать зубы. Европейские джентльмены, отправляющиеся в Гранд-тур, приезжали в Париж, чтобы вылечить зубы. Парижские газеты были переполнены рекламой, восхвалявшей средства для полости рта. Наряду с зубочистками, скребками для языка, сахарозаменителями, отбеливателями для зубов и губной помадой была найдена зубная щетка. Совершенство изобретения фарфоровых зубных протезов в конце 1780-х годов парижским предпринимателем Николя Дюбуа де Шеманом предвещало бум новой индустрии искусственных зубов.

На самом деле триумф парижской улыбки был недолгим. Во время террора улыбки должны были оставаться под запретом по политическим причинам. Пылким революционерам улыбка казалась воспоминанием о сладкой жизни, которой наслаждались изнеженные аристократы при Старом режиме. У истинного патриотизма не было времени на этот жест.

Кроме того, открытый рот, который люди все чаще ассоциировали с французскими революционерами, вызывал готические ассоциации. Лицевые увечья жертв разъяренной толпы, например, часто были сосредоточены на ротовой полости: государственный чиновник Жозеф-Франсуа Фуллон де Дуэ, который, как считается, в 1789 году призывал жителей Парижа есть траву, если они не могли позволить себе хлеб, понес наказание, когда его отрубленную голову пронесли по городу на конце пики с набитой во рту соломой. Гойя изобразил революционеров как бога Сатурна, пожирающего своих детей, согласно одной из интерпретаций его преследующей картины. Английские политические карикатуристы удвоили это, представляя парижские народные классы слюнявыми каннибалами. Даже фарфоровые зубные протезы, подаренные человечеству Дюбуа де Шеманом, стали предметом саркастических насмешек английского карикатуриста Томаса Роулендсона. Такие образы задерживались в воображении европейцев, вытесняя воспоминания о более невинных временах.

Французский дантист демонстрирует образец своих искусственных зубов и ложного неба (1811 г.) Томаса Роулендсона. Предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк

То, что в Париже улыбка Виже-Лебрен потеряла свою привлекательность, было связано и с кризисом в сфере медицинского обслуживания. Революционное законодательство закрыло ту нишу, которую занимали стоматологи, а обучение хирургической стоматологии не предусматривалось. В течение столетия стоматологи не имели институционального статуса.

Возрождение улыбки

Только в начале XX века случилось возрождение улыбки, что было связано с развитием стоматологии. Мировым лидером в этом уже был не Париж, а Соединенные Штаты, которые с начала XIX века предоставили возможности для обучения стоматологов. Также триумф улыбки был связан и с культурными тенденциями. Свою роль сыграли методы визуальной рекламы, создание имиджа голливудских звезд. В 20-х и 30-х годах люди начали говорить «сыр» перед камерой.

На рубеже XXI века технологии также помогли разрушить барьеры между культурами улыбки. Подсчитано, что каждое пятое из более чем 500 миллионов сообщений в Twitter, отправляемых каждый день, содержит эмодзи. Наиболее часто используемым из всех более чем 3000 доступных смайликов является «улыбка со слезами радости».

В 2019 году улыбка скрылась за хирургической маской с появлением COVID-19. Хотя эмодзи «улыбка со слезами радости» по-прежнему был на первом месте в использовании, стал популярен другой смайлик — лицо в маске. В ноябре 2020 года Apple выпустила свои ежегодные дополнения, где у смайлика с маской появился цвет щек и складки вокруг глаз, создающие видимость улыбки под маской.