Саратовский краевед рассказал о малоизвестных фактах биографии Юрия Гагарина

Журналист, краевед и историк Юрий Сафронов рассказал о своем дяде - летчике-истребителе, которого Юрий Гагарин считал своим наставником не только в "летной науке", но и в жизни.

Саратовский краевед рассказал о малоизвестных фактах биографии Юрия Гагарина
© Российская Газета

Укачал Валерия Чкалова

Как рассказывает семейный биограф, на выбор профессии будущим асом повлиял случай в детстве. Рядом с селом в Нижегородской губернии сделал вынужденную посадку самолет, на который посмотреть сбежались все мальчишки. Самый смелый, а им оказался юный Сергей, даже потрогал одного из пилотов. "Ты что делаешь?" - удивился летчик. "Говорят, у вас самолет железный и вы сами железные люди", - объяснил паренек. Убедившись, что это неправда, а летчики - такие же люди, как и все, из плоти и крови, Сафронов решил, что и он будет покорять небесные просторы.

После семилетки поступил в школу ФЗО при станкостроительном заводе и стал заниматься в Горьковском аэроклубе. Правда, в летчики его не взяли. Сафронов был коренастый, но маленького роста и не доставал до педалей самолета, поэтому его сначала определили в секцию планеристов. Чтобы вырасти, упорный парень стал заниматься спортом, переплывал Оку в самом широком месте при ее слиянии с Волгой и действительно немного подрос. В 1937 году проэкзаменовать курсантов в аэроклуб в родном городе приехал Валерий Чкалов. После только что завершившегося беспосадочного перелета Москва - Ванкувер его слава гремела по всей стране.

Юный учлет, оказавшийся в одной кабине со знаменитым летчиком, изо всех сил старался не ударить в грязь лицом и показать все, чему успел научиться. После посадки на аэродроме человек-легенда сказал юноше: "Ну укачал ты меня. Летаешь хорошо. Летчиком будешь!".

Как позже подшучивал сам Сафронов, это напутствие стало для него "вдохновляющим пинком" в профессию.

В Энгельсском военном летном училище Сергей выучился на летчика-истребителя и по распределению попал на Дальний Восток. Там его и застала война.

Маленький, рыжий... но герой

С самого начала боевых действий Сергей Сафронов хотел сражаться с фашистами, писал рапорты о переводе в действующую армию, а ему отказывали. В 1942 году его все-таки перевели с Дальнего Востока в Вольск в летное училище... готовить пилотов для фронта.

- В итоге дядя понял, что, пока он не подготовит человека себе на замену, его на передовую не отпустят, - вспоминает племянник.

На фронт он попал в разгар боев под Сталинградом. С Саратовского авиационного завода летчик сам перегнал в свою часть новый истребитель Як-1 под "счастливым" тринадцатым номером.

На этом истребителе всего за две недели боев летчик сбил семь вражеских самолетов и еще одну машину в составе группы.

Уже в 1943 году результативному летчику-истребителю, ему было всего 25 лет, присвоили звание Героя Советского Союза. Награды военным в Кремле вручал Михаил Калинин. Когда вызвали Сергея Сафронова, "всесоюзный староста", так тогда называли Калинина, решил пошутить: "Надо же какой маленький и рыжий", выдержал паузу и добавил уже другим тоном, серьезно: "Но герой".

После награждения Сафронову дали короткий отпуск на родину в Нижний. О приключении, которое там с ним случилось, Сафронов тоже любил впоследствии вспоминать. Дома летчик снял поднадоевшую шинель, накинул гражданское пальто поверх военного кителя, надел шапку и отправился на прогулку. И надо же было, нарвался на какого-то бдительного земляка, тот пристал к парню, не отцепишься: "Почему такой молодой, а не на фронте? Летчик распахнул пальто, на груди блеснула Звезда Героя, и ответил: "Отец, я после награждения в отпуске".

Летчик Сафронов сражался в небе до самого конца войны, победу встретил в Восточной Пруссии.

За эти годы он совершил полторы сотни боевых вылетов, сбил больше тридцати самолетов врага, сам получил тяжелое ранение в бок из крупнокалиберного пулемета.

"Чтобы остаться в живых во время воздушного боя, голова летчика должна все время вращаться на 360 градусов", - это была одна из любимых присказок Сергея Ивановича, вспоминает племянник.

На "охоту" с будущим космонавтом

В семье Сафроновых бережно многие годы хранилась фотография Юрия Гагарина, на которой рукой космонавта было написано: "Сафронову Сергею Ивановичу - с благодарностью за летную и жизненную науку. Гагарин. 28.11.62".

После Победы нужно было восстанавливать систему аэроклубов, фактически уничтоженную во время войны. Ведь всю технику и летчиков отправили на фронт. Героя-истребителя, как и многих его коллег, послали обучать новые поколения пилотов. Так Сергей Сафронов с 1947 года оказался на службе в аэроклубе в Дубках под Саратовом.

В биографиях первого космонавта можно прочитать о его учебном полете с Сафроновым. Сергей Иванович любил давать курсантам в воздухе неожиданные вводные. Вот и в полете с Гагариным при появлении гражданского самолета он скомандовал: "Над нами условный противник, смотри и запоминай" и дальше продемонстрировал учлету в воздухе, как сражался на войне с вражескими бомбардировщиками, используя преимущества истребителя в скорости и маневренности. Они догнали "условного противника", зашли ему в хвост и "обстреляли" с расстояния в 100 метров.

Как вспоминал товарищ Гагарина по аэроклубу Виктор Калашников, будущий космонавт с таким жаром рассказывал об этом полете друзьям-курсантам, что все загорелись желанием слетать с Сергеем Ивановичем "на охоту".

Гораздо меньше известно, почему вообще Сафронов полетел с Гагариным. Дело же в том, как рассказывает Юрий Сафронов, что одновременно с занятиями в аэроклубе Гагарин оканчивал индустриально-педагогический техникум и должен был уехать на практику в Ленинград.

Когда Юрий вернулся в Саратов, в аэроклубе уже закончилась своя летная практика и пропустившего ее курсанта отчислили. Расстроенного Гагарина встретил Сафронов, забрал у него документы и пошел с ними к начальнику аэроклуба Денисенко.

Как рассказывал впоследствии сам ветеран, одним из аргументов в разговоре стали отличные гагаринские оценки.

"Ну хорошо, - стал сдаваться Денисенко, - даже если мы его восстановим, горючего для полетов все равно нет".

Тогда Сафронов, которому как одному из летчиков аэроклуба выделялось определенное количество топлива, вызвался лететь с Гагариным, чтобы тот мог сдать свою практику.

- Если бы не дядя, то первым космонавтом стал бы, возможно, Герман Титов, - считает Юрий Сафронов.

Два Героя - первый космонавт Юрий Гагарин и участник войны, летчик Сергей Сафронов. Фото: из архива Юрия Сафронова

Вместе с фотографией в семье Сафроновых хранится еще одна реликвия - теплое письмо Юрия Гагарина своему наставнику.

По легенде, когда Гагарин, будучи уже мировой знаменитостью, приехал в Саратов в 1965 году, в какой-то момент приставленная к нему охрана его потеряла. Нашли космонавта в доме у его учителя "летной науки", к которому он пошел в гости.

А на память с того последнего посещения Гагариным Саратова осталась еще одна фотография, на которой космонавт с Золотой Звездой Героя запечатлен с героем Великой Отечественной войны Сергеем Сафроновым. Снимок обычно так и называют: "Два Героя".

В тему

Недавно саратовские краеведы Юрий Сафронов и Константин Таланов выпустили интересную энциклопедию в одном томе "Выдающиеся люди на земле саратовской". Среди 156 кратких биографий знаменитостей есть и очерк, посвященный учителю первого космонавта.