Валерий Кичин об опере для тиктокеров: Нельзя делать гибрид слона с чайником
Идея итальянского тенора Террановы делать короткие оперные дайджесты, чтобы привлечь к серьезной музыке молодежь, бесперспективна в принципе. Да, молодые приучены к другим темпам жизни, не читают лонгриды и способны выдержать трехминутный клип, но не трехчасовой спектакль. Все так - и не так.
Во-первых, по этой логике нужно не просто убрать из Пуччини музыкальные "длинноты", но и перевести бельканто в микрофонный, сотрясающий окрестности рок. Потому что права была моя знакомая любительница рока, впервые попавшая в оперу: для нее если без микрофона - это "неестественное пение". Во-вторых, опера славна масштабом переживаемых в ней чувств - как его сохранишь в тик-токовом формате!
Вся история доказала, что следовать за массовым вкусом - для искусства гибель. Массовый вкус взращивается, как английский газон. Когда в СССР из каждого репродуктора доносились Чайковский и Верди, голоса Лемешева и Неждановой, то и массовый вкус был принципиально иным. Потому что Чайковский с Верди входили в повседневный быт и ненароком формировали вкусы. И массы писали в музыкальные редакции просьбы в "Концерте по заявкам" исполнить арию Надира. Сейчас классика сослана в резервации типа канала "Культура", что громогласно отводит опере место загона "для ушибленных".
Понимаю: дело зашло слишком далеко, и среднестатистический гражданин хоть Италии, хоть России привык интересоваться только последним писком моды, но не вековыми пластами мировой культуры. Значит, когда-то надо задуматься и о школьном образовании, где культура восприятия искусств должна занимать видное место. Ведь уже нет даже уроков пения, не говоря об уроках музыкальной грамоты. Литература, кино в их классическом варианте должны окружать детвору сызмальства. Не вытесняя насильственно, как прежде, попсу и рок, но с ними сосуществуя на равных - как разные рукава одной реки.
Габариты оперных шедевров - проблема не новая. Редкие смельчаки отважатся ставить "Кольцо" Вагнера или "Хованщину" Мусоргского без значительных купюр. Давно практикуются две версии "Волшебной флейты" Моцарта - полная и детская, сказочная. Ставя "Риголетто" Верди на многотысячной сцене театра на озере в австрийском Брегенце, играют без антрактов, в сокращении просто потому, что если такая толпа ринется в буфет - снесет трибуны. Иными словами, в предложении синьора Террановы нет ничего нового.
Кроме ориентации на тик-токеров. Она попросту нереалистична.
Тик-ток - это ролик на несколько секунд, ну, пару минут. За это время бедняжка Мими из "Богемы" не только скончаться от чахотки, но и вздохнуть не успеет. Не говоря о том, что большинству тик-токеров еще придется втолковать, что такое богема. Это все сильно напоминает бесславно канувшие в Лету идеи делать изложение "Войны и мира" на пяти страницах, что для них тоже лонгрид, или дайджест "Анны Карениной" под заманчивым названием "Смерть под электричкой".
Не хочу ничего сказать дурного о тик-токе. Бывают остроумные клипы, бывают бездарные, как везде и всегда. Даже появились признанные мастера тик-токизма. Но нельзя делать гибрид слона с чайником - технически не получится. Выйдет еще не тик-ток и уже не опера - чудище обло, стозевно и лаяй.
А эксперимент - полезен. Пусть смельчаки утрамбуют верблюда в игольное ушко и сыграют "Аиду" среди египетских пирамид. Хотя и это уже было, и публика не знала, на кого смотреть, - верблюда, пирамиду или зачем-то поющего Радамеса. Это была разовая юбилейная акция, и ни Верди, ни публика, ни здравый смысл от этого не пострадали.
Но делать из этого тенденцию нового времени не стоит - нереалистично.