«Бабушка-царица»: почему мусульмане Российской империи так называли Екатерину II

Екатерина II стала первой русской правительницей, которая предоставила многочисленному мусульманскому населению Российской империи права и возможности для культурного и религиозного развития. В ответ татары начали называть государыню «Эби пашта», то есть «Бабушка-царица».

Почему мусульмане называли Екатерину II «бабушка-царица»
© Ф. Рокотов «Екатерина II Великая»

Курс на толерантность

Эпоха правления Екатерины II (1762 – 1796 года) стала в Российской империи эпохой просвещённого абсолютизма. Императрица под впечатлением от идей Вольтера, Дидро, Монтескье осуществила ряд прогрессивных реформ, которые, правда, не затронули основ её абсолютной власти. А вот интересы мусульман – несомненно.

17 июня 1773 года был издан указ Синода о веротерпимости, запрещавший архиереям вмешиваться в религиозные дела представителей других конфессий. До этого момента и со времён Ивана Грозного на Руси активно шла христианизация. Так, новые мечети строить запрещалось, старые разрушались.

Далее последовало разрешение на открытие медресе (мусульманские школы), а в 1787 году в типографии Академии наук был издан первый в России полный текст Корана на арабском языке.

Екатерина II также основала духовную организации мусульман. В 1782 году в Уфе учредили муфтият, в 1788 году – Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС). Так все российские мусульмане империи оказались объединены в единый миллет ещё и административным образом.

Духовное собрание подчинялось Министерству иностранных дел. Муфтия, стоявшего во главе ОМДС, назначал министр. Организация занималась не только религиозными делами, но и сбором налогов с мусульманского населения, регистрацией браков, рождения, смерти.

ОМДС существует и сегодня – как Центральное духовное управление мусульман России.

Всё новое – хорошо забытое старое

Толерантная политика, которую проводила Екатерина II, не только соответствовала принципам просвещённого абсолютизма. Императрица «зрила в корень». Провозглашённая веротерпимость позволила установить государственный контроль за нравственным воспитанием подданных и установить связи в Средней Азии.

Позже стало очевидно – более эффективного способа распространить российское влияние на кочевые народы придумать трудно. Отныне мусульманское население империи могло спокойно развивать свою культуру, религию и образование, но в рамках существующей государственной системы. Получается, что основы межконфессиональной политики современной России заложила именно Екатерина II. Принципы, которыми следовала мудрая и дальновидная правительница, оказались актуальны и в XXI веке.