Чилле джаулукъ и другие платки горянок. Что они говорят о хозяйке и почему так важны

В старину по платку определяли статус хозяйки. Этот аксессуар передавали по наследству и берегли, несмотря ни на что. А за самые ценные готовы были отдать несколько коров или лошадей. Разбираемся в платках горянок вместе с Дианой Карабашевой, замдиректора по научной работе республиканского музея-заповедника им. М. Байчоровой.

На все случаи жизни

У горянки в зависимости от финансового положения семьи всегда было много платков. После замужества, особенно после рождения детей, обычай предписывал носить сразу до трех. Это нижний платок, который полностью скрывал волосы женщины и который нельзя снимать при людях. Второй и третий накидывались поверх нижнего, иногда это была теплая шаль, которую накидывали на плечи. Пожилые женщины могли также использовать платок вместо пояса.

К названию платков и шалей карачаевцы прибавляли слово, характеризующее материал, происхождение или назначение платка. Например, большие шелковые с кистями — это «чилле джаулукъ» (дословно «шелковый платок»). Платки, привезенные из Центральной России, назывались «николай джаулукъ» («николаевский платок» — по имени императора, в годы правления которого аксессуар и появился в Карачае). Персидские, индийские и турецкие тканевые платки с узорами разного типа получили имя «лаудан джаулукъ».

Шесть платков невесты

Платок для горянок был всегда больше чем просто элемент одежды. Это часть уникальной культуры, с которой связаны определенные обряды и обычаи. Самый известный и, пожалуй, самый красивый из них — свадебный.

— По традиции на голове невесты должно быть три платка. Верхний, самый большой и богато вышитый, — это символ приобщения невесты к данному аулу, селению. Второй платок — знак приобщения к новой семье, к фамилии. Третий с невесты не снимают, так как он символизирует ее девичью честь, — рассказывает Диана Карабашева.

У невесты также должно быть по одному небольшому платку, которые вдевают в кольца на обеих руках. Они символизируют, что девушка входит в дом не с пустыми руками. Шестой платок повязывается на поясе в виде фартука, что означает, что она становится хозяйкой этого дома. Эти традиции соблюдаются даже на современных карачаевских свадьбах.

Самые ценные

Горянки вышивали практически все виды шалей и часто украшали их ажурной сеткой и густой бахромой. Самым распространенным орнаментом были растительные мотивы.

— Связано это, безусловно, с принятием мусульманства. Ислам запрещает изображение людей, животных, поэтому на Северном Кавказе, в том числе и в Карачаево-Черкесии, преобладали растительные мотивы. Очень редко встречается изображение птиц или людей. Как правило, это привозные изделия, — рассказывает Диана Карабашева.

Значение имел цвет платка. Молодые девушки предпочитали большие белые с вышивкой в тон. Среди пожилых женщин были популярны бордовые и черные.

Семейная реликвия

Платки у карачаевцев передавались по наследству из поколения в поколение. Их не продавали даже в трудные времена.

— В музейной коллекции есть несколько платков, которые вернулись в Карачай из Средней Азии. Владелицы не обменяли их на еду или предметы первой необходимости, несмотря на все тяготы и испытания, — рассказывает Диана Аликовна. — В 1990-е женщины приносили платки не ростовщикам, а в музей. Сегодня в коллекции музея более 250 платков: шелковых, плетеных, и каждый по-своему уникален.

Со всего света

Платки в Карачай попадали отовсюду — из Китая, Индии, Азербайджана, Персии, Турции. Платки из Центральной России стоили не очень дорого и поэтому получили широкое распространение.

— Вышитые двусторонней гладью шелковые шали из провинции Кантон получили распространение по всему миру во второй половине XIX века. Но в самом Китае они не были популярны, их производили по большей части на импорт, — рассказывает Диана Аликовна.

В коллекции музея есть необычные кантонские шали конца ХIX века. Например, с изображением корриды, тореадоров и быков, которые были популярны в какой-то период времени.

Однако традиционными мотивами все же были дракон, лотос, бамбук, люди в кимоно, птицы и цветы. Постепенно в Карачаево-Черкесии они заменялись гвоздиками, розами и лилиями. Цветовая гамма становилась ярче, композиция вышивки — более плотной.

Платки сегодня

Хотя имена многих рукодельниц за столетия оказались забыты, старинное мастерство не утрачено. В Карачаево-Черкесии и сегодня можно найти профессиональных вышивальщиц.

— Это трудоемкий и довольно кропотливый процесс, который занимает несколько месяцев, поэтому эти платки стоят дорого, — говорит Диана Карабашева.

Цена свадебных платков, например, начинается от 20 тысяч рублей и зависит от сложности вышивки и качества материалов. В среднем же этот аксессуар стоит 40—50 тысяч рублей.