"Шахтерская дочь" Анны Ревякиной вышла на Красную площадь

На Малой сцене фестиваля прошла актерская читка поэмы Анны Ревякиной. Поэма донецкой поэтессы, доцента кафедры международной экономики Донецкого университета Анны Ревякиной "Шахтерская дочь" была впервые опубликована, как свидетельствует каталог РГБ, в 2016 году в Харькове, переиздана в 2022 году в "Молодой гвардии" и с того времени обрела статус если не культовой, то во всяком случае хорошо известной - как "голос Донбасса" и "новая военная эпика".

"Шахтерская дочь" Анны Ревякиной вышла на Красную площадь
© Российская Газета

...Эта девочка - достоверная,как война, что в моем окне.На ладонях кресты да линии,на глазах пелена дождя,эту девочку звать Мариею.И она на две трети я.

Причиной тому не только душераздирающая тема - дочь берет снайперскую винтовку и уходит на передовую, чтобы заменить убитого отца, - но и художественные достоинства самой поэмы - написанной так, словно не было никакого постмодернизма 90-х и метареализма 60-х, а продолжается со времен Твардовского и Симонова эпическая героическая традиция:

Поле Дикое, цель опознана,от винтовки саднит плечо.Помолитесь, религиозные,будет страшно и горячо.Снайпер знает, что надо с первого,долго целится, не спеша.В степь Мария врастает нервами,в них одна на двоих душа.Точным выстрелом - пулей глупою.Смерть Марии теперь как мать.Поле выстлано будет трупами,ночью станут их собирать.У Марии в блокноте крестики -безымянные пацаны.И они почти все ровесники,развязавшей войну страны.

Немудрено, что поэма неоднократно переносилась на сцену. На сей раз, под занавес первого дня фестиваля, это произошло усилиями студентов 2-го курса Московской академии современного искусства МГТУ-МАСИ (направление "Театральное образование"). Двенадцать девушек и один молодой человек, обряженные в черное, со свойственным юности энтузиазмом, декламировали, по-разному перестраиваясь по сцене, то тяжелые, как терриконы, то летучие, как метан, строфы поэмы. Амфитеатр, сымпровизированный прямо перед Историческим музеем, наполнившись и притихнув, внимательно слушал.

На самой вершине дальнего рыжего террикона,где колокольный звон - музыка из привычных,они встретятся - отец и дочь - натянут сетку для бадминтона,а у подножия плещется море - поле пшеничное.И у них не будет другого занятия, кроме счастья,и только Донецк с его улицами, проспектами и мостаминавсегда останется с ними, будет их лучшей частью,навсегда останется с нами - погостами, розами и крестами.Это память, с которой не стоит бороться, она нетленна.Я помню звук, с которым стреляют "Грады", ложатся мины.Но Донецк - это не просто город, это вселенная,Донецк - это шахтерские девочки и песня их лебединая.

Полная версия на портале ГодЛитературы.РФ.