Какие летние обычаи существовали на Руси

Старинные обычаи, ночные гадания, благодарность земле — лето у восточных славян было временем особой силы. Купание в Ярилин день, венки на воду в Купальскую ночь, таинственные травы и три Спаса — всё это складывается в уникальный календарь, наполненный символами природы, веры и любви. Чем жили наши предки в самый волшебный сезон года — в материале RT.

Омовение водой в праздник Ярилы и Купальскую ночь

Ярилин день отмечался в середине лета. Этот праздник был посвящён славянскому богу Ярило и ассоциировался не только с теплом, но и с животворной влагой. Наши предки считали, что вода в этот день становилась святой.

Люди омывались в родниках, чтобы смыть болезни и недобрую силу. Купались в озёрах и реках, веря, что вода забирает всё злое. Собирали утреннюю влагу, считая её целебной, особенно в сочетании с первыми травами. Окропляли дом и скот, чтобы уберечь от сглаза и беды.

В самый мистический праздник лета — ночь на Ивана Купалу — купание было обязательным. Роса, собранная до восхода солнца, считалась эликсиром красоты и здоровья. Умывание родниковой водой защищало от болезней на весь год.

Вода в славянской культуре — не просто средство очищения. Это живая сущность, обладающая волей и силой. Считалось, что:

— она смывала грехи;

— защищала от нечисти, особенно в «чистое» время — с Ивана Купалы до Ильина дня, пока водоёмы считались безопасными;

— лечила и омолаживала, особенно если была собрана правильно — в утренние часы, в определённый день, из священного источника.

Не в каждой деревне рядом была река. В таких случаях топили бани, в которых проводили свои обряды. Пар, смешанный с травами, заменял речное омовение и считался ритуалом для очищения изнутри.

Гадания в ночь накануне Ивана Купалы и Петров день

Иван Купала — один из важнейших славянских праздников, отмечаемый в период летнего солнцестояния. Этот день, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя, считался одним из самых значимых в народном календаре.

Купальские традиции включали:

— сбор целебных трав и цветов;

— плетение венков из полевых цветов;

— украшение домов и построек зеленью;

— разжигание больших костров;

— прыжки через костры и бросание венков;

— омовение в водоёмах;

— хороводы и праздничные песни.

Особое значение придавалось магическим свойствам воды в этот день. Считалось, что с наступлением праздника вся нечисть покидает водоёмы, наделяя воду целебными и защитными свойствами. Купание в реках и озёрах становилось обязательным ритуалом, и плавать можно было вплоть до Ильина дня (2 августа).

По традиции участники праздника не спали всю Купальскую ночь, чтобы не пропустить момент появления мистического цветка папоротника и других волшебных явлений. Этот период считался временем, когда грань между миром людей и миром духов становилась особенно тонкой, открывая возможности для различных гаданий и обрядов.

Гадания на венках

В ночь на Ивана Купалу девушки пускают на воду венки, сплетённые на Троицу. Считалось, что венок, который уплывёт дальше, ровнее или быстрее остальных, сулит счастливую любовь и скорое замужество. Если же он быстро тонул, это воспринималось как недоброе предзнаменование.

Также наблюдали за направлением движения венка: если он поворачивался туда, где живёт предполагаемый суженый, это считали благоприятным знаком.

2. Гадание на цветах и травах

Срезают определённое количество трав и цветов (например, 12 трав или семь цветов). Каждый цветок или трава символизирует определённые качества или судьбу. Случайным образом выбирают цветок и по его названию или свойствам пытаются предсказать будущее:

— мята — к счастью;

— крапива — к неприятностям;

— ромашка — к любви.

3. Гадание с зеркалами и свечами

В полночь зажигают свечу и ставят перед собой зеркало. Вглядываясь в зеркало, пытаются увидеть образ будущего жениха или события. Иногда в зеркало пускают капли воды — по их форме пытаются прочесть знаки.

4. Гадание на ягодах

Берут несколько ягод (например, землянику или клубнику). По количеству и состоянию ягод гадают о семейном счастье и здоровье.

5. Гадание для пары

Пары прыгали через костры, чтобы закрепить связь, — если руки не разъединялись, значит, быть свадьбе.

Сбор трав на Ивана Купалу

Главным магическим растением считался папоротник. Его мифическое цветение в полночь обещало способность видеть спрятанные клады. Согласно поверьям, в самую короткую ночь года природа оживала. Деревья перемещались по земле, растения и животные вступали в беседу. Все живые существа наполнялись магической энергией. А травам приписывали особую силу:

— крапива — от зла;

— душица — для любви;

— полынь — защитник от нечистой силы;

— багульник — от болезней;

— мать-и-мачеха — для женского здоровья.

Эти травы сушили, окуривали ими жилища, добавляли в отвары — и верили: природа делится своим могуществом с теми, кто её чтит.

Гадания в Петров день

День святых апостолов Петра и Павла ежегодно празднуется 12 июля. Это один из важнейших летних христианских праздников, завершающий Петров пост. В народном календаре он отмечался как рубеж между первой и второй половиной лета и был связан с особыми обрядами и верованиями. Называли праздник ещё Петров день.

На Петра и Павла крестьяне устраивали общие трапезы, пекли петровские пироги, благодарили за урожай и солнечную погоду. Считалось, что с этого дня лето вступает в зрелую фазу — жара усиливается, начинают поспевать ягоды и ранние злаки.

В некоторых регионах проводились гулянья и игры, особенно среди молодёжи — праздник воспринимался как время, когда «открываются пути» и можно заглянуть в будущее.

Хотя праздник носит церковный характер, в народной традиции он не обходился без гаданий — особенно среди девушек, мечтающих узнать о своей судьбе:

— гадание на росе: утром босиком проходили по траве, гадая по ощущениям — тёплая роса предвещала удачу, холодная — препятствия;

— слушание ветра: выходили в поле и прислушивались, с какой стороны подует ветер — оттуда якобы должен прийти суженый;

— сбор трав: считалось, что травы, собранные в ночь на Петра и Павла, особенно сильны и с их помощью можно «выгадать» здоровье или удачу;

— сон в этот день воспринимался как вещий, особенно если перед сном задать мысленно вопрос.

Надо отметить, что православная церковь резко осуждает любые формы гаданий, в том числе и те, что приурочены к церковным праздникам. С точки зрения христианства гадание — это попытка вторгнуться в божественный замысел и проявление недоверия к промыслу Божьему.

Священнослужители подчёркивают, что гадания на Петра и Павла особенно недопустимы. Вместо гаданий рекомендуются молитва и причастие.

Обряды Ильина дня: братчина, запрет купаний

Ильин день, отмечаемый 2 августа, — один из самых почитаемых праздников в народном календаре и православной традиции. Он посвящён пророку Илие, которого славяне отождествили с языческим Перуном — богом грома и молний. Именно поэтому в древности праздник был наполнен как христианскими, так и глубоко народными обрядами, особенно связанными с огнём, грозами, дождём и водой.

Братчина — это старинный общинный обычай, представлявший собой совместное праздничное пиршество, устраиваемое всей деревней в честь святого Илии. Это была не просто трапеза, а форма сельского «братства» — сплочения односельчан. Каждая семья приносила что-то на общий стол: хлеб, мясо, пироги, пиво, мёд.

Братчина проводилась на Ильин день на поляне или у храма и сопровождалась молитвами, народными песнями и разговорами о насущном. Нередко включала жертвоприношение быка — дохристианский элемент обряда, позже вытесненный символической пищей. Братчина имела и практический, и духовный смысл: она объединяла людей, укрепляла чувство общности и, по поверьям, защищала деревню от гроз, неурожаев и болезней.

Одним из самых известных народных поверий, связанных с Ильиным днём, является строгий запрет на купание в реках и озёрах после 2 августа. Считалось, что после Ильина дня вода становится холодной, так как в неё входит нечистая сила. Было распространено убеждение, что тот, кто полезет в воду после Ильина дня, может утонуть — особенно если он нечист душой или нарушает пост.

С точки зрения природы запрет имел смысл: к августу вода в водоёмах часто начинала остывать, а купания действительно становились опасными для здоровья.

Помимо братчины и запрета на купания, Ильин день сопровождался другими обрядами:

— молебны о дожде (если стояла засуха) или о его прекращении (в случае ливней);

— освящение полей и скота, чтобы защитить урожай от молний и болезней;

— первые дожди после Ильи считались благословенными. По ним гадали, каким будет конец лета и осень;

— люди старались не работать в поле в этот день, опасались, что ударит гром.

С Ильина дня начиналась подготовка к жатве. Считалось, что природа делает первый шаг к осени.

Православная церковь чтит пророка Илию как строгого, но праведного святого. Она отвергает любые суеверия, в том числе связанные с «нечистью в воде» и запретом на купание. Однако традиция братчины как проявление христианского единения и милосердия воспринимается положительно, особенно если она проводится без языческих элементов.

Традиции Медового, Яблочного и Орехового Спасов

Август у восточных славян издавна считался священным месяцем сбора плодов и благодарения природе и Богу. В народе его называли «спасовским» из-за трёх крупных праздников, которые следуют друг за другом.

Медовый Спас — 14 августа

Церковное название: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Также начинается Успенский пост.

Традиции

— Освящение мёда — в церковь несли первый мёд нового сбора, считая его целебным.

— Купания — в старину устраивали омовения в источниках и колодцах на прощание с летом.

— Чествование воды — Медовый Спас ещё называли Мокрым, поскольку в этот день освящали водоёмы.

— Выпечка медовых пряников и блинов.

Народное поверье: после Медового Спаса пчёлы «запечатывают» ульи, а мёд начинает терять свою силу.

Яблочный Спас — 19 августа

Церковное название: Преображение Господне.

Традиции

— Освящение яблок и фруктов — в церковь несли корзины с первым урожаем яблок.

— До этого дня яблоки не ели. Проводились поминальные обеды и раздача фруктов нуждающимся.

— Начало осени в народном календаре — «на Спаса лето прощается».

Народные поверья: каков Яблочный Спас, таков и сентябрь. Укусив первое освящённое яблоко, можно загадать желание.

Ореховый Спас — 29 августа

Церковное название: Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Также день называли Хлебный или Третий Спас.

Традиции

— Сбор орехов — первый урожай лещины. Орехи ели, сушили, заготавливали на зиму.

— Освящение хлеба из нового урожая — несли в церковь первые буханки.

— Осенние ярмарки и базары — торговый Спас, начало жатвы и подготовки к зиме.

— Делали ореховые угощения, пироги, постные блюда.

Народные поверья: первый орех — святой, его отдавали в дом или клали в красный угол. Много орехов — зима будет суровой.

Три Спаса — это не просто праздники урожая, а благодарность за плоды земли и рубеж между летом и осенью. Это время духовного очищения, поста и подготовки к Успению Богородицы (28 августа).

В каждом Спасе чувствуется связь человека с природой, землёй и небом. Эти праздники до сих пор живы в народной памяти, их отмечают и сегодня.