Как за сто лет в Екатеринбурге изменились ПДД и общественный транспорт
3 июля в России отмечают День ГИБДД. Дата закрепилась в 1936 году, когда Совнарком утвердил "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". Документ регламентировал полномочия новой службы, которой предстояло снижать аварийность. С тех пор трафик сильно изменился: вместо гужевого транспорта по дорогам Екатеринбурга гоняют электрокары, а вот некоторые ПДД, действовавшие почти сто лет назад, не мешало бы вернуть, считают автоэксперты и историки.
Начиная с 1932 года в Свердловске издавали "Правила уличного движения". В библиотеке имени Белинского бережно хранят несколько пожелтевших экземпляров сборника. Он выглядит почти как карманная шпаргалка с изображением дорожных знаков и сигналов регулировщика.
- В правилах указывалось: предельная скорость движения легкового автомобиля и мотоцикла не должна превышать 45 километров в час, автобусов, трамваев и грузовых машин - 35. Конным экипажам предписывалось двигаться рысью, ломовой подводе (повозке) - шагом, - рассказывает сотрудник отдела краеведческой литературы библиотеки Анастасия Каримова. - Ограничения связаны с плохим состоянием проезжей части - мощеные улицы были скорее исключением, чем нормой.
Кстати, как и сегодня, водителям возбранялось садиться за руль в нетрезвом виде, передавать документы на авто третьим лицам, а также курить во время управления механическими экипажами. Прогон скота допускался только на окраинах Свердловска.
Упоминания об извозчиках, прародителях современных таксистов, встречаются в 1889 году в сборнике историко-статистических и справочных сведений по Екатеринбургскому уезду.

- В городе существовало два основных вида извоза: пассажирский, то есть легковые экипажи, и гужевой, который назывался ломовым. Согласно переписи населения за 1887 год в Екатеринбурге работали 387 легковых извозчиков, в том числе 20 женщин. Сохранились их имена: Агния Стукова, Евдокия Корсакова, Агриппина Доставалова, Парасковья Шубина, Анисья Толстикова... Эту информацию собрал городской голова Илья Симанов, за что сборник назвали "симановский". Он стал своеобразным реестром сведений о Екатеринбурге и городском транспорте, - поясняет историк Андрей Ермоленко.
В документе фиксировались важные правила: желающие промышлять извозом обязаны явиться в городскую управу, внести плату и получить жестяной ярлык. Его следовало прикрепить на экипаж с наружной стороны. Без такой "маркировки" работать запрещалось.
- За возможность заниматься частным извозом платили восемь рублей в год (20-25 тысяч рублей в сегодняшних ценах). Деньги вносились авансом и потом не возвращались, - добавляет Ермоленко.
Для извозчиков ввели строгий дресс-код - приличный кафтан из темного сукна. К извозу допускались только "не изнуренные, не хромые, не бессильные, а хорошо выезженные и непугливые животные", вместо парковок функционировали биржи-стоянки, где нанимали экипаж. При езде ему предписывалось держаться правой стороны.
- На бирже извозчики должны были соблюдать правила приличия, не кричать, не ругаться, не заводить драки, - продолжает Андрей Ермоленко. - При общении с пассажиром не разрешалось употреблять бранные слова. Кстати, стоимость проезда варьировалась со сменой сезонов. В сухую погоду первый час езды обходился в 25 копеек, второй - 20 копеек и так далее. Если извозчика нанимали надолго, шла почасовая оплата - приблизительно 500-600 рублей в час на наши деньги.
В 1925 году по Свердловску начали курсировать автобусы, рассчитанные на 12 пассажиров, через четыре года при Анне Бычковой, первой женщине - главе города, запустили трамвай, а в 1943 году на дороги вышли троллейбусы.
Для участников дорожного движения появление шумного транспорта стало серьезным испытанием на стрессоустойчивость. Лошади часто пугались, что приводило к авариям. Извозчики даже прозвали автобусы "собачьими ящиками".
Гужевой транспорт сохранялся в Свердловске до 1961 года. До наших дней дошло объявление "Горплодовощеторга": предприятию требуются разнорабочие, в том числе коновозчики. И сегодня многие екатеринбуржцы помнят, как в детские сады продукты доставляли на лошадке. А в стране между тем шла подготовка к первому полету человека космос.