Женщина, которая слилась с небом: тайна Амелии Эрхарт
Она бросала вызов ветрам и правилам, коллекционировала рекорды, словно драгоценности, и зажигала сердца тысяч женщин верой в невозможное. Амелия Эрхарт — первая женщина, покорившая Атлантику в одиночку, и, возможно, самая загадочная летчица XX века. Её жизнь — это история дерзости, любви и борьбы за право быть собой, а её исчезновение стало одной из величайших тайн в истории авиации.
Детство, не предвещавшее крыльев

Говорят, всё закладывается в детстве, но история Амелии доказывает обратное. Родилась она в 1897 году в тихом Канзасе, в семье, где слова «авиация» и «техника» казались чем-то далеким и ненужным. Дед по материнской линии был судьёй, отец — успешным адвокатом, а дом полон достатка. Мать и отец, не подозревая, что растят будущую королеву неба, приучали Амелию и ее младшую сестру Мьюриэл к активной жизни: теннис, плавание, верховая езда.
Амелия не знала слова «боязнь». Подарок от отца — винтовка 22 калибра — быстро стал её любимой игрушкой. Она стреляла метко, а вскоре стала первой женщиной, покорившей вершину горы Пайкс-Пик в Колорадо. Казалось, для неё не существовало границ — только горизонты.
Но даже богатство не спасает от бед. Когда отец начал проигрывать битву с алкоголем, семейное благополучие рассыпалось. Дом продали, и переезды — сначала Миннесота, потом Чикаго — стали новой реальностью.
Путь от медицины к небу

С поддержкой родственников мать отправила Амелию в престижный колледж, затем — в Колумбийский университет. Она изучала медицину и естественные науки, искренне полагая, что её призвание — помогать людям. Каникулы в Торонто во время Первой мировой изменили её взгляды: работая в госпитале для раненых солдат, она впервые ощутила, что жизнь может требовать отваги. Университет был брошен, но не медицина.
После курсов медсестры Амелия устроилась в военный госпиталь. О небе она тогда ещё и не думала… пока в канун Рождества 1920 года не оказалась на авиационном шоу. Один из пилотов, заметив девушку и ее подругу, пронёсся прямо над их головами. Амелия даже не моргнула.
«Мне показалось, этот красный самолёт разговаривал со мной»,
— скажет она потом смеясь. И вот, 28 декабря того же года Фрэнк Хоукс за 10 долларов подарил ей первый полёт. Всего двести футов ввысь — и Амелия поняла: её место там, где поёт ветер.
Под руководством летчицы Аниты Снук она за полгода научилась управлять самолётом. Чтобы накопить на собственный, работала социальным работником, играла на банджо, ремонтировала автомобили. Её «Канарейка» — ярко-жёлтый «Киннер Эйрстер» — стала символом упорства. В 1922 году Амелия установила женский рекорд, поднявшись на 14 000 футов. А 16 мая 1923-го получила лицензию пилота, став шестнадцатой женщиной в мире с таким документом.
Первые победы и великая любовь

Увы, финансовые трудности семьи вынудили её продать «Канарейку». В Бостоне она бралась за любую работу, чтобы снова подняться в небо. Удача улыбнулась: её пригласили в проект первого трансатлантического перелёта с женщиной на борту.
Организатор перелёта, издатель Джордж Патнэм, влюбился в Амелию с первого взгляда. Она же пять раз отвергала его предложение руки и сердца. На шестой — согласилась. Забегая немного вперед, лишь в 1932 году, летчица выйдет замуж, однако с оговорками — никакой жертвы карьерой ради брака. Джордж был согласен на все, в конце концов, он много лет пытался добиться руки возлюбленной и терпеливо ждал ее на земле…
Возвращаясь к трансатлантическому перелету: 17 июня 1928 года, вместе с Уилмером Стульцем и Лу Гордоном, она пересекла Атлантику за 20 часов 40 минут. Погода была сурова, а штурвал большую часть времени держали коллеги.
«Меня просто везли, как мешок картошки!»,
— шутила она. Но страна встречала её как героиню, а семья Рузвельтов пригласила на чай.
Написанная после перелета Амелией книга «20 ч., 40 мин.» стала бестселлером, а сама летчица — символом женской независимости. Она возглавила союз женщин-пилотов «99» и выпустила вторую книгу «The Fun of It» («В этом вся прелесть»). Третья и последняя книга летчицы — «Последний полёт», уже после её смерти станет манифестом свободы выбора.
Исчезновение в сердце океана

В 1932 году, еще до свадьбы с Джорджем, Амелия решилась на одиночный перелёт через Атлантику — шаг, на который до неё осмелился лишь Чарльз Линдберг. Лёгкий «Локхид-Вега», отсутствие связи, обледеневшее стекло и протекающий топливопровод — всё это не остановило её. В ночь с 20 на 21 мая она приземлилась в Ирландии, немного промахнувшись мимо Парижа, и вызвала недоумение фермера, у которого оказалась на поле. Овации, признание, успех… Казалось бы, на этом хватит. Но нет. Её следующая цель — облететь земной шар.
Кругосветное путешествие, о котором мечтала Амелия Эрхарт, стартовало 17 марта 1937 года. В её экипаже значились два штурмана — Гарри Мэннинг и Фред Нунан. Но уже на первом этапе удача отвернулась. При вылете с Гавайских островов, готовясь ко второй части маршрута, самолёт, перегруженный топливом, не выдержал тяжести. На разбеге одна из покрышек лопнула, машина потеряла управление, шасси сложились, и «Локхид-Электра» проехалась по полосе на брюхе. Повреждения оказались серьёзными, но невероятное везение спасло от взрыва.
Амелия не собиралась сдаваться. Самолёт в разобранном виде морем отправили в Калифорнию, на завод «Локхид» для капитального ремонта. Вторую попытку она предприняла 20 мая 1937 года, но теперь в кабине рядом с ней был только один штурман — Фред Нунан. Сезон сменился, изменились и ветра, и маршрут пришлось перестроить: теперь путь пролегал с запада на восток.

К июлю экипаж преодолел уже свыше 22 тысяч миль — примерно 80% маршрута. Позади остались Атлантика, экваториальная Африка, Аравийский полуостров, Индия и страны Юго-Восточной Азии. Некоторые из 28 этапов вошли в историю как официально зарегистрированные мировые рекорды. Режим полётов позволял и передохнуть между перелётами. Но 2 июля 1937 года Амелия и Фред покинули Лаэ — крошечный городок на побережье Новой Гвинеи — и направились к Хауленду, маленькому клочку земли в центральной части Тихого океана. Там они планировали дозаправиться, чтобы продолжить путь до Гонолулу.
Это был самый рискованный участок всего маршрута: почти 18 часов над океаном, чтобы найти островок, едва возвышающийся над водой, — задача почти невозможная для навигации 1930-х. По поручению президента Рузвельта на Хоуленде специально к этому перелёту построили взлётно-посадочную полосу. Здесь ждали официальные лица и журналисты, а у побережья дежурил сторожевой корабль береговой охраны. Он служил радиомаяком и выпускал дымовые сигналы.
По отчёту командира коробля береговой охраны, радиосвязь с «Локхидом» была крайне нестабильной. С корабля прекрасно слышали самолёт, но Эрхарт не отвечала на вопросы. Она успела передать, что находится в районе острова, но не видит его, топливо на исходе, а запеленговать сигнал корабля не удалось. Радиопеленгация в обратную сторону тоже провалилась: сеансы связи были слишком короткими, а частота передатчика не попадала в диапазон пеленгатора. Последнее, что услышали от Амелии:
«Мы на линии 157—337… Повторяю… мы движемся по линии…»
Эта фраза означала, что штурман по астрономическим расчётам определил их положение на линии, проходящей через остров, и, не имея точных координат по широте, они шли вдоль неё, надеясь заметить землю.
Поиски, теории заговоров и мистическое исчезновение

Когда, по подсчётам, топливо в баках закончилось, ВМС США развернули крупнейшую в своей истории поисковую операцию. В океан вышли десятки судов, включая гигантский авианосец «Лексингтон» и линкор «Колорадо», а в небо поднялись 66 самолётов. За две недели они прочесали 220 000 квадратных миль водной глади и осмотрели множество крошечных островов и рифов. Всё оказалось напрасным.
Через 14 дней командование признало очевидное: Амелия Эрхарт и Фред Нунан, вероятнее всего, погибли, потерпев крушение в океане. Поиски были беспрецедентными, но ни обломков, ни тел так и не нашли. Родились десятки версий случившегося — авария, посадка на необитаемом острове, побег к тайной жизни, японский плен, разведка по заданию правительства США… Однако, лишь одно известно точно: Амелия Эрхарт навсегда осталась там, где её сердце было с первого полёта — в небе, среди вечного ветра и мечты, которая не знает страха.
5 января 1939 года летчицу официально признали погибшей. А вот тайна её исчезновения жива до сих пор — поиски ее самолета и останков, хоть и в частном порядке, продолжаются по сей день, а легенда о последнем полёте остаётся одной из самых загадочных в истории авиации.
Ранее мы писали про
5 трагедий, которые потрясли мир
.
Фото: свободные интернет-источники