Игорь Сикорский: как гениальный русский авиаконструктор стал отцом вертолетостроения в США
Имя Игоря Сикорского — синоним революции в воздухоплавании. Гениальный конструктор в 24 года представил царю Николаю II первый в мире многомоторный самолет «Русский Витязь». А в эмиграции, проживая в США, он стал отцом уже мирового вертолетостроения.
Рождение мечты
Игорь Сикорский родился в 1889 году в Киеве в интеллигентной семье профессора-психиатра. Любовь к искусству и науке ему привила мать, рассказавшая мальчику о летательных аппаратах Леонардо да Винчи. Книга Жюля Верна «Робур-завоеватель», где описывался мощный воздушный корабль, стала его настольной и, возможно, именно под этими впечатлениями сформировались прототипы будущих проектов.
В 12 лет Сикорский уже сконструировал свою первую модель — вертолет с резиновым моторчиком. Однако его путь в авиацию не был легким и прямым. Сначала парень поступил в Морской кадетский корпус, но, выбирая между море и небом предпочел последнее. В итоге он бросил учебы, чтобы стать инженером.
Провалы и первые победы
Начало XX века в России было неспокойным, и Сикорский, не желая терять время, отправился учиться в Париж. Изучив там основы воздухоплавания, он вернулся и поступил в Киевский политехнический институт. Вскоре он понял, что теория без практики мертва, а потому опять бросил учебу, с головой уйдя в конструирование.
Первые два вертолета, построенные им в Киеве, так и не смогли взлететь — им попросту не хватило на это мощности. Не опустив руки, Сикорский переключился на самолеты. Он лично испытывал свои рискованные конструкции, не раз оказываясь на волоске от гибели. Упорство принесло свои плоды: пятый самолет (С-5) прославил его, установив ряд всероссийских рекордов.
«Русский Витязь»
В 22 года Сикорский, еще будучи студентом, задумал невероятное — создание многомоторного тяжелого самолета. И задуманное удалось осуществить: в марте 1913 года в воздух поднялся четырехмоторный гигант «Русский Витязь». Мир вначале не поверил в реальность этой невероятной машины. Тем оглушительнее был успех. Самолет осмотрел лично Николай II, наградивший молодого изобретателя золотыми часами. «Русский Витязь» положил начало всей тяжелой авиации в мире, а его создатель в 24 года стал национальным героем.
Второе рождение в Америке
Революция 1917 года заставила Сикорского, известного своей преданностью престолу, покинуть Россию. В 1919 году он эмигрировал в США, где начал жизнь с чистого листа, какое-то время работая школьным учителем. Его компания «Sikorsky Aero Engineering Corporation», основанная в буквальном смысле на энтузиазме и вере в себя, стала центром притяжения для представителей русской эмиграции. Простым рабочим у него трудился адмирал, а ночным сторожем — казачий генерал. Сергей Рахманинов помогал фирме финансово и даже некоторое время занимал пост вице-президента.
Именно в Америке Сикорский смог вернуться к детской мечте — созданию вертолета. И здесь его опять ждал ошеломительный успех: он разработал первые в мире серийные вертолеты, некоторые модели которых летают до сих пор. За свою жизнь Сикорский получил свыше 80 почетных наград. В 1980 году в его честь был учрежден «Приз Сикорского», который вручается за достижения в создании вертолетов мускульного типа.