"РГ" узнала, как работает Справочная служба русского языка

Справочная служба - уникальное подразделение Института русского языка, куда звонят люди самых разных профессий, чтобы выбрать наиболее верный вариант написания или произношения какого-либо слова. Почему договор о прекращении огня в cекторе Газа заключали в Шарм-эш-Шейхе, в названии города ошибка? Уверены ли вы в правильном написании аббревиатуры БПЛА? Как пишется слово "маркетплейс"? О работе над ответами на подобные вопросы и закулисной жизни Справки, как называют ее сами сотрудники, "РГ" рассказала координатор Справочной службы русского языка Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Оксана Грунченко.

"РГ" узнала, как работает Справочная служба русского языка
© Российская Газета

- Оксана Михайловна, начну с одной легенды. Это правда, что знаменитый лингвист Виктор Владимирович Виноградов, будучи директором академического института, который теперь носит его имя, решил подежурить в Справочной службе и дело закончилось неудачей, жалобой? Звонившим был нужен четкий ответ, а Виноградов рассуждал и знакомил их с разными языковыми возможностями: "С одной стороны, с другой стороны..."?

Оксана Грунченко: Эта история вызывает у меня сомнения. Очень сложно себе представить, что человек, даже очень компетентный, даже высочайшего класса профессионал, просто так ради любопытства придет и станет отвечать на телефонные звонки граждан. Такое вряд ли могло произойти и в конце 50 - 60-х годов, и сейчас.

А вот тот факт, что даже на академика Виноградова кто-то мог пожаловаться, меня нисколько не удивляет. Задающий вопрос может позвонить в надежде, что ему дадут единственно правильный ответ в течение первых пяти секунд. А вместо этого ему начинают объяснять, что есть варианты, что выбор одного из них - это его личное решение. И бремя этого решения фактически перекладывают на плечи того, кто звонит. Этой ситуацией человек может быть чрезвычайно недоволен. Настолько, что выразит свое недовольство в не очень приятных словах. Да, иногда бывает так, что мы сами не можем ответить на вопрос и переадресовываем человека, например, к коллегам, которые специализируются на изучении истории русского языка. Ведь Справка, скорее, может помочь в вопросах, связанных с современностью. А вот если речь идет о состоянии языка много веков назад, это уже вопрос к историкам русского языка.

- Ну вот, скажем, приходит к вам молодой сотрудник. Он сразу остается один на один с телефоном?

Оксана Грунченко: Ну что вы, как минимум год, общаясь с людьми, новый сотрудник находится под присмотром, если можно так выразиться, старшего товарища, который может подсказать, в какой словарь заглянуть и как построить ответ. За это время специалист учится разбираться в иерархии источников, степени их авторитетности, чтобы впоследствии, получив за год всю информацию, работать самостоятельно.

- Случалось слышать такие каверзные вопросы, которые ставили бы ваших сотрудников в тупик?

Оксана Грунченко: Иногда люди пытаются привлечь внимание к каким-то фактам бытования языка, на которые ученые внимания не обращали. Ну, например, после ковида все прекрасно освоили покупки с использованием интернета. И не только в интернет-магазинах, но и на больших торговых площадках, которые начали называть маркетплейсами. Вдруг поступает звонок в Справочную службу, и человек спрашивает: "Скажите, пожалуйста, как писать "маркетплейс"? Слитно или через дефис?" Мы объясняем, что слитно, он интересуется, почему слитно, после чего говорит: "А в словарях-то этого слова нет!" Мы были искренне удивлены, обнаружив, что это, действительно, так. Передали информацию коллегам, которые работают над созданием Русского орфографического словаря. В 2023 году слово на страницы словаря попало.

- Работа Справочной службы сильно поменялась по сравнению с советским временем?

Оксана Грунченко: Думаю, в советское время люди могли обратиться сюда, скорее, от недостатка информации. У человека не было словаря под рукой, а нужно правильно написать, например, слово "партгрупорг", и он звонил в Справочную службу. Сейчас ситуация другая, речь идет не о недостатке информации, а о ее избытке.

Всем, пусть не на полке, а в электронном виде, доступны десятки словарей. Но они часто рекомендуют по-разному слово произносить, по-разному определяют его грамматические характеристики. Вот в таком случае обращаются к Справочной службе, как к своего рода третейскому судье: "Помогите выбрать правильное решение!" Этот избыток информации еще связан с тем, что и у спрашивающего, и у отвечающего появились справочные инструменты, которых не было еще совсем недавно. Буквально еще в недалеком прошлом, до ковида, основным источником данных о слове был все-таки бумажный словарь.

- Как устроена работа сотрудников Справки, какие у них обязанности?

Оксана Грунченко: Для того, чтобы информация, которую мы получаем, не пропала, ценная обратная связь не осталась просто бесплодной - поговорили-разошлись, специалисты информацию сохраняют: после телефонного разговора делается фиксация вопросов, ответов, а если необходимо, то и дополнительных комментариев. Если мы понимаем, что обнаружили слово, которое до последнего времени отсутствовало в словарях, мы идем к коллегам, привлекаем их внимание к этому факту. Это вовсе не значит, что новое слово сразу появится в словаре. Начинается обсуждение внутри научного сообщества, стартом, толчком для которого является вопрос гражданина.

- Вы работаете с 12 до 16 часов. Часто приходится брать трубку?

Оксана Грунченко: Бывает активность граждан такая, что телефон просто не умолкает. Это может быть связано с каким-то событием в мире, которое невозможно было предсказать и которое у людей, возможно, у журналистов, у редакторов телевизионных каналов или просто у внимательных граждан, вызывает вопросы. Вот свежий пример. Проходит подписание документов в Шарм-эш-Шейхе, куда прибывают главы США, Египта, Катара и Турции. Внимательные россияне негодуют: "Ошибка! Мы привыкли отдыхать в Шарм-эль-Шейхе… Или, может быть, это два разных города?"

До этого нам вопросы про Шарм-эль-Шейх никто не задавал. Наш специалист начинает разбираться и обнаруживает, что уже довольно давно картографы разъяснили: правильнее передавать название всем известного египетского курортного города именно как Шарм-эш-Шейх.

- Люди каких профессий обращаются к вам чаще?

Оксана Грунченко: Чаще обращаются те, кто со словом работает профессионально: редакторы, корректоры, преподаватели. А вот критикуют чаще специалисты из других сфер. Иногда технари спрашивают: "Почему вы используете или рекомендуете то или иное написание, у нас это слово пишется иначе".

Врачи обычно ссылаются на учебники, по которым учились, и тоже исправляют наши "ошибки". Или звонит какой-нибудь специалист в области геологоразведки и говорит: "Я закончил геологоразведочный институт, и во всех учебниках было слитное написание слова "геологоразведочный". А вы рекомендуете писать это прилагательное через дефис. Почему?"

Или еще недавно один гражданин сообщил, что в соответствии с техническими стандартами буква "П" в аббревиатуре БПЛА должна быть не прописной, а строчной. Действительно, такое написание было бы верным - в соответствии с нормой в слове "беспилотный" компонент "пилотный" находится в середине слова, поэтому правильно БпЛА. Но своего рода социальный заказ, активизация употребления этого слова, этой аббревиатуры в речи привели к тому, что пишущие единодушно выбрали иной вариант. Отличный от того, который был ранее у профессионалов.

- Были в истории вашей Справочной службы дни, когда вы принципиально не работали?

Оксана Грунченко: Например, когда выпускники школ писали сочинения, традиционно Справка не работала, чтобы не предоставлять возможность одним счастливчикам, которые смогут дозвониться, исправить свои ошибки. Конкуренция должна быть честной. Люди в этот день жаловались, почему это мы трубку не берем.

- Оксана Михайловна, о чем вы мечтаете?

Оксана Грунченко: Раньше была мечта оцифровать "амбарные книги" (так в шутку мы называем большого формата журналы учета, где фиксировались звонки). Она исполнилась. Теперь мечтаю ввести в научный оборот те бесценные данные, которые накоплены за многие годы работы Справочной службы.