Анатолий Вассерман: Пройти всю школьную программу можно за восемь лет

Растягивать обучение в школе на двенадцать лет в условиях растущей российской экономики нельзя. Нужно совершенствовать методику преподавания, тогда основную программу можно изучить даже за восемь классов, а остальное время использовать для углубленного и расширенного обучения. Об этом в интервью «Парламентской газете» сказал член Комитета Госдумы по просвещению, многолетний участник и многократный победитель интеллектуальных игр Анатолий Вассерман.

Анатолий Вассерман: Пройти всю школьную программу можно за восемь лет
© Парламентская газета

— Анатолий Александрович, есть мнение, что современные школьники сильно загружены учебой. Это действительно так?

— Мне существующая нагрузка не кажется чрезмерной. Я в свое время тратил на учебу не меньше десяти часов каждые сутки — и ничего, как видите, выжил. А вот что касается методики преподавания в школах, тут действительно можно сделать очень много. 

Примерно полвека назад образование в краях, что мы называем коллективным Западом, вывернули наизнанку. Фактическая цель этого образования сейчас — не формирование, а разрушение целостной картины мира. Человек, закончивший американскую среднюю школу и европейский институт, должен, если смотреть на суть учебных программ, не только не иметь целостной картины мира, но даже не знать, что она вообще возможна. Он должен воспринимать мир как рассыпь разрозненных фактов, между собой не связанных. 

Лет тридцать назад это поветрие докатилось и до России. Довольно долго у нас ломали образование, выкорчевывая из него все связанное с целостностью мира. Если вы не владеете закономерностями, а вынуждены просто зазубривать разрозненные факты, сил у вас на это уйдет намного больше, а знания и понимания будет несравненно меньше.

— Минпросвещения призвало оценить риски введения 12-летнего обучения в школах. Насколько это реально и необходимо?

— Авторы подобных инициатив имеют, как правило, одну из двух мотиваций. Первая — особое положение экономики, когда число рабочих мест падает и появляется желание удержать молодежь подальше от рынка труда, чтобы не обострять на нем конкуренцию. А вторая причина, и это, кажется, наш случай, — методики образования, не опирающиеся на формирование целостной картины мира. Они действительно замедляют и затрудняют обучение.

Положительные сдвиги уже есть, система образования постепенно избавляется от наследия последних десятилетий, ее переформатируют под задачу формирования целостной картины мира, и я надеюсь, что нагрузка на школьников снизится, и не ценой увеличения срока обучения.

Что же касается нехватки рабочих мест, то сейчас в странах, все еще именующих себя почему-то развитыми, положение дел в экономике с каждым годом хуже. Рабочих мест становится меньше. По счастью, Россия в число этих стран не входит — у нас экономика растет. Безработицы практически нет. Сокращать доступ на рынок труда рабочей силы в наших условиях бессмысленно. 

Уже тех технологий, что были доступны в прошлом тысячелетии, хватит для того, чтобы по меньшей мере до середины нынешнего тысячелетия обеспечивать уровень жизни, считающийся характерным для так называемого «золотого миллиарда». И обеспечивать его можно по меньшей мере 15-20 миллиардам человек, то есть населению, в два с половиной раза превосходящему нынешнее. За это время появятся новые технологии, то есть мы сможем обеспечивать благополучие человечеству, каким бы оно ни было.

Нам ни в коем случае нельзя бездумно принимать идеи, возникшие в рамках других цивилизаций. Мы должны обязательно анализировать, что из этого подойдет нам, а к чему лучше не прикасаться. У нас совершенно точно нет причин увеличивать продолжительность образования. Более того, при правильной методике преподавания то, что мы сейчас проходим в школе за одиннадцать лет, можно уложить в девять, а то и в восемь. А дополнительное время использовать для углубленного и расширенного обучения.

— Искусственный интеллект — друг или враг школьника?

— Все, что нужно знать об ИИ сегодня — такие системы являются имитаторами интеллекта, не обладающими самостоятельными творческими способностями, зато впадающими во всякие заблуждения гораздо чаще, чем интеллект. Большая часть существующих моделей — развитые поисковые системы, которые способны предварительно запоминать содержимое интернета на своих серверах и по запросу выдавать тексты, более-менее соответствующие ключевым словам. Ну, а поскольку в интернете неверных сведений ничуть не меньше, чем верных, вероятность ошибки очень велика.

Кстати говоря, именно то, что в интернете неверных сведений не меньше, чем верных, повышает значение этой самой целостной картины мира, о которой я сказал, потому что именно она дает опору для развенчания ошибочных сведений.