Никита Кологривый: нужно уметь держать удар и находить в этом позитив

— Как вы стали участником проекта "Август"? Что убедило вас согласиться на роль?

Никита Кологривый: нужно уметь держать удар и находить в этом позитив
© ТАСС

— Все довольно просто. Меня пригласили на кастинг на роль Таманцева. Было множество этапов с разными режиссерами, группами. Но в конце концов все сложилось удачно, кастинг я прошел и очутился на съемочной площадке. 

— Отличается ли ваш Таманцев от образа, который знают читатели романа Богомолова? Добавили ли вы какие-то детали от себя?

— На самом деле я попытался максимально понять персонажа романа. Все-таки роман — наша основа, на которую мы должны опираться. В образ я попытался привнести больше собственных страхов, манеру поведения. Роль была сложна не поиском героя, а сама по себе. Поэтому я постарался все-таки найти баланс: и себя удовлетворить, и не обидеть автора. Именно в этом, как мне кажется, и должна заключаться работа артиста — найти золотую середину везде. 

— Какие профессиональные советы от ваших коллег по площадке вам особенно запомнились? Спорили ли вы с режиссерами по поводу интерпретации персонажа? И что из этого отразилось на экране?

— Да, безусловно, у нас были споры правильного характера. Мы обсуждали все, но глядя в одну сторону, ведь хотели добиться одного и того же — правдивости и правдоподобия персонажа. Важно было, чтобы это органично вписывалось в историю и не отвлекало от нее, поэтому мы активно искали и предлагали свои идеи. 

Помню, как Вика Викторовна [Демидова, креативный продюсер] сказала мне: "Ты должен быть как бенгальский тигр". Вот эта ассоциация мне запомнилась. Также был совет от Сергея Витальевича [Безрукова] — не шутить перед серьезными сценами. Мне кажется, это важный совет, особенно для молодых тщеславных артистов вроде меня. 

Я часто прислушивался к Анатолию Вадимовичу (Анатолий Максимов, продюсер фильма — прим. ТАСС) и его взгляду на метафоричный и поэтичный образ этой истории. Мне очень понравилось, что в нашем кино есть нотки поэзии. Мы показываем не только внутренний мир персонажей, но и то, что происходит вокруг: какой может быть лес с его опасностями и тайнами. Мне кажется, нам это удалось.

— С какими трудностями вы столкнулись во время съемок?

— Безусловно, это мошкара, комары, труднопроходимые места и болотистая местность. Карельские леса очень неровные, чем и прекрасны, но ходить по ним совершенно невозможно, особенно с камерой. Часто случалось, что мы, операторы и постановщики падали и поскальзывались. Кроме того, рядом всегда было оружие: пусть оно и было охолощенным, это все равно опасно. Когда рядом есть оружие, взрывы и пиротехника — это всегда риск. Все это прекрасно понимают. Однако у нас была команда профессионалов, с нами работал военный консультант. 

Константин Эрнст отметил, что Алехин, Таманцев и Блинов — это "мы сегодняшние". В чем вы видите современность конкретно Таманцева? Что в нем особенно рифмуется с чертами человека 2025 года?

— Да, безусловно, я считаю, что Таманцев похож на современных парней и мужчин. В нынешнее время количество информации огромное, темпы жизни очень высокие, и события, происходящие в истории, воспринимаются непросто. Поэтому нужно уметь сохранять лицо, держать удар, находить в этом позитив и иронию, пусть даже иногда злую. Я считаю, что эти качества необходимо воспитывать в себе. Я очень рад, что познакомился с теми чувствами и ощущениями, которые испытывал парень моего возраста в те годы.

— В фильме педантично воссозданы мелочи — удостоверения, военные карты, даже манера надевать пилотку. Какая из деталей реквизита помогла вам "поймать" Таманцева и поверить, что вы действительно в 1944 году?

— Безусловно, я хочу выразить благодарность нашему военному консультанту Константину Горбатикову. Он показывал нам быт и устав того времени, который очень сильно отличается от современного. Он объяснял, как поправлять форму, как заправлять ее за ремень, как правильно носить пилотку — каким образом она должна быть надета по уставу. Манера говорить, манера двигаться — все это имело значение. Он также говорил о сапогах: они должны были быть "гармошкой". Это важная деталь — нужно было постоянно сминать сапоги, чтобы они выглядели немного помятыми.

Мы снимали в местах, где проходили реальные бои, и это тоже ощущалось. Огромное спасибо художникам и постановщикам: они создали вокруг нас этот мир. Они сделали декорации, красили их, обжигали и доводили до ума. Когда ты входишь в них, то ощущаешь себя словно ребенок в каком-то таинственном мире. Эту магию создают люди.

— Авторы фильма сопоставляют Алехина, Таманцева и Блинова с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Что именно от "былинного богатыря" вы взяли для Таманцева?

— Это хорошее сравнение. Мне кажется, действительно можно говорить о трех богатырях. Я считаю, что много таких людей повлияло на судьбу нашей страны и родины. Не знаю, что именно я бы взял. Наверное, это самоотверженность и бесстрашие. Все-таки богатыри — служители народа. Они не исполняют свои прихоти, а защищают людей. Они являются защитниками народа. Поэтому я думаю, что для роли мне пригодилось их абсолютно самоотверженное желание кого-то защищать. 

— Продюсеры фильма отмечают, что "Август" — это взгляд на войну из 2025 года. Какой он, этот современный взгляд? 

— Мы ищем поэзию, мы мыслим не просто историческими фактами, а нам важно прочувствовать событие и отдать дань нашим героям. Мы не безразличны, мы тоже хотим чем-то помочь, поучаствовать и понять. Поэтому, безусловно, я считаю, что это очень полезный опыт для всех нас. Я благодарен, что мне довелось принять участие в проекте.