Десятки молодых южнокорейцев осуждены за пособничество преступным картелям ЮВА
Полиция Южной Кореи заявила о передаче в суд дела в отношении десятка соотечественников, которые оказались вовлечены в преступные схемы в странах Юго-Восточной Азии. Нация шокирована: оказалось, что корейцы часто были не столько жертвами, сколько пособниками и активными участниками преступных синдикатов ЮВА, прельстившись большими и легкими деньгами. Жертвами же выступали соотечественники, в отношении которых выстраивали различные "западни". Расследование аналогичных преступлений в самом разгаре и, похоже, что это лишь вершина преступного айсберга.
"Работа мечты" в Камбодже
Когда 25-летнему А из Кёнгидо предложили "работу мечты" в отеле Камбоджи с бесплатным проживанием, питанием и обещанием до 30 миллионов вон в месяц (более 20 тысяч долларов), он не раздумывал. Через знакомого купил билет, оформил визу, а через пару недель уже стоял перед новеньким высотным зданием в Сиануквиле. Так начинались десятки подобных историй - и почти все они заканчивались одинаково: кражей, обманом и тюрьмой.
С конца 2023 года южнокорейская полиция и дипломатические службы фиксируют резкий рост числа граждан, оказавшихся втянутыми в мошеннические схемы в Камбодже, Лаосе и Таиланде. Вербовка шла через интернет-сообщества вроде недавно закрытого сайта "Hades Café", где публиковались объявления "о высокооплачиваемой работе за рубежом". На деле эти "вакансии" вели к преступным группировкам, занимавшимся телефонным фишингом, криптоинвестиционными аферами и "романтическими" обманами.
Полиция Республики Корея (РК) позже установила, что "Hades Café" был одним из главных каналов вербовки. Объявления вроде "работа в отеле/казино/инвестиционной компании, высокая комиссия, жилье и еда включены" писались корейцами для корейцев. Наивные молодые люди сами ехали в Камбоджу, не подозревая, что вместо гостиницы их ждут офисы преступных кол-центров.
Разразившийся скандал и большой общественный резонанс заставили вмешаться лично главу РК Ли Чжэ Мёна. После президентского указания сайт был заблокирован, но схожие объявления быстро появились на других площадках. Именно поэтому власти РК создали межведомственную рабочую группу (TF) для борьбы с незаконными онлайн-рекрутерами, однако из-за бюрократических сбоев надзорные комиссии фактически не функционируют, и удаление контента до сих пор держится на добровольных мерах интернет-платформ.
Группировка "Бугуна": 110 жертв и похищение почти 7 млн долларов
На днях полиция РК отчиталась о завершении следствия в отношении подобной крупной разветвленной преступной группы. Она получила название "фракция Бугун", которая действовала из Камбоджи и Таиланда. Согласно данным правоохранительных органов РК, этой группой руководил гражданин Китая, а ее операторами стали десятки южнокорейцев, завербованных через "Hades Café" и аналогичные сайты.
Организация была выстроена как настоящая корпорация и имела четыре крупных "управления" - "романс-скам", "войдс-фишинг", "инвестиции" и "фиктивные заказы". Через эти схемы обманули 110 человек, похитив 9,3 млрд вон (около 6,7 млн долларов). Камеры, серверы, база данных, бухгалтерия, премии за "успешные" звонки - все это выглядело почти как легальный бизнес.
Полиция Камбоджи под давлением официального Сеула в итоге взялась за дело и накрыла всю сеть. Задержаны были десятки людей, среди которых много южнокорейцев. В общей сложности полиция Камбоджи передала коллегам из Республики Корея 45 ее граждан, работавших в этой "фракции Бугуна".
Многие из арестованных утверждали, что попали в сети обмана, но следствие установило: большинство прекрасно знали, чем занимаются, и получали зарплату и бонусы за каждую "сделку". Некоторые даже добровольно возвращались после отъезда, продолжая преступную деятельность.
Дело "K9": добровольное возвращение в ад
Особый шок вызвало другое дело - против организации "K9", действовавшей в том же Сиануквиле. Эта группа приобрела 23-этажное здание, где под видом инвестиционного центра устроила настоящий лагерь мошенников.
Здесь работал и 25-летний кореец А - переводчик и менеджер, помогавший китайским кураторам ввести корейцев в заблуждение, обещая "доходность 300%" на фондовых инвестициях. Всего за несколько месяцев он обманул 25 человек на 3,1 млрд вон. Самое поразительное - он дважды возвращался в Камбоджу, хотя имел возможность прекратить участие.
В итоге суд Кореи приговорил его и еще одного участника к 5 годам и 6 месяцам заключения, отметив: "Они могли остановиться, но сознательно выбрали продолжение преступления".
Подобные откровения стали шоком для корейцев. Первоначально выглядело все так, будто молодых, наивных и доверчивых корейцев заманивали и силой удерживали транснациональные преступные группировки стран Юго-Восточной Азии, но в итоге выяснилось, что "молодые и доверчивые" - по крайней мере многие из них - быстро входили во вкус больших денег и начинали сознательно и активно сотрудничать с преступниками, возвращаясь к "работе" снова и снова.
Добровольцы и жертвы
Следствие по разным делам показывает противоречивую картину. Часть корейцев действительно втягивалась в преступления обманом или угрозами. После приезда в Камбоджу паспорта у них отбирали, доступ к телефону блокировали, а за попытку уйти угрожали. Но все чаще всплывают случаи, когда люди возвращались добровольно, понимая, что можно быстро заработать, особенно после неудач на родине.
"Эти схемы похожи на наркозависимость: человек уезжает, обещает "больше не участвовать", но возвращается, когда снова нужны деньги", - пояснил ситуацию один из сотрудников полиции. Офицер также отметил, что все эти схемы-фракции-синдикаты имели разветвленную, хорошо организованную структуру, напоминавшую серьезные компании или госорганизации.
География же раскрытых схем весьма обширна, она охватывала весь регион Юго-Восточной Азии. Так, группировки, где активно были задействованы корейцы, имели свое ядро в Камбодже, но логистические и координационные узлы были в Таиланде, а Лаос активно использовался для того, чтобы скрываться в случае внимания со стороны полиции или как перевалочный пункт. Сотрудники-подельники всех этих схем активно перемещались при необходимости между разными "филиалами" в государствах региона, что осложняло их выявление и борьбу с ними.
Государство реагирует, но медленно
После череды скандалов, которые были спровоцированы в том числе и гибелью одного из корейцев от пыток преступников, президент РК Ли Чжэ Мён поручил полиции, надзорным органам и IT-ведомствам создать постоянную систему мониторинга, которая должна предотвращать вербовку корейцев в преступные группы за рубежом.
Однако пока система буксует: регуляторные комиссии не укомплектованы, а международное сотрудничество с Камбоджей и Таиландом идет медленно. Проблема стала настолько серьезной, что под ее влиянием президент Ли экстренно внес коррективы в свою речь на только что завершившемся саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре. В своем выступлении Ли отметил опасность транснациональных преступных группировок, призвав правоохранительные органы стран региона к сотрудничеству и совместному реагированию на новую угрозу.
Тем временем расследования множатся. По данным МВД Южной Кореи, только за последние полгода выявлено более 200 южнокорейцев, работавших в преступных кол-центрах за границей. Одни - жертвы, другие - осознанные участники, но всех их объединяет одно: иллюзия "легких денег", которая обернулась потерей свободы и репутации.