«А неведома зверушка»: учёные выдвинули новую теорию появления человека. При чем тут русалки?
Голый примат или обитатель моря
Морской биолог Алистер Харди ещё в 1960-м году попытался опровергнуть многовековую теорию Чарльза Дарвина. В качестве неопровержимого аргумента он назвал волосы.
По мнению ученого, человек, произошедший от приматов, выглядит на их фоне довольно странно — в отличие от «сородичей» наше тело не покрыто густой шерстью.
Наблюдения натолкнули Харди на мысль, что человек мог лишиться волосяного покрова не в саванне, а в воде. Он заявил, что в морской пучине тоже живут млекопитающие: дельфины, киты и моржи, чьи волосы или полностью исчезли, или превратились в короткую, почти незаметную шерсть.
Сторонники водной теории поддержали Алистера Харди. Они отметили, что на суше человек не мог лишиться шерсти, а в воде её потеря обусловлена снижением сопротивления при плавании.
Подтверждением теории о морском происхождении человека стало изучение направления роста волос. Ученые отмечают: сохранившиеся на наших телах волосы не мешают плаванию. На груди и животе они растут вниз и к центру — точно так же, как у выдр, например.
Нос, который помнит воду
Исследователь из Санкт-Петербурга Виктор Тен обратил внимание на нос человека. Он отметил, что самый выступающий орган на лице имеет свои особенности, не связанные с жизнью на суше. К примеру, направленные вниз ноздри позволяют нырять без страха, что вода попадёт в носовую полость.
Также Виктор Тен начитал 42 анатомические особенности, которые нельзя объяснить наземной эволюцией. К примеру, у человека сохранились рудиментарные мышцы носа, позволяющие закрывать ноздри. Аналогичную способность можно наблюдать у тюленей и дельфинов.
Дыхательная система и кожа
Продолжив изучать тело человека, Алистер Харди обратил внимание на низкое расположение гортани. Эта особенность есть у водных млекопитающих и позволяет им контролировать дыхание во время плавания.
Также учёный отметил, что человек — единственный примат, который умеет задерживать дыхание и нырять.
В защиту водной теории происхождения человека Харди отметил: наша кожа всё ещё помнит океан. Она имеет толстый слой подкожного жира, способный защищать от холода в воде.
Новорождённые появляются на свет в специальной первородной смазке, которая типична для морских животных, но отсутствует у обезьян.
Ещё одной особенностью человека учёный назвал повышенное потоотделение. Он заявил: для сухопутных животных такое отношение к жидкости тела нетипично.
Способность нырять
Даже боящийся воды человек обладает уникальным и нетипичным для приматов нырятельным рефлексом, заявил исследователь.
При погружении лица в воду автоматически останавливается дыхание, замедляется сердцебиение, кровь сильнее поступает к жизненно важным органам, а селезёнка вырабатывает дополнительное количество эритроцитов.
У приматов этой особенности нет, отмечает Алистер Харди. Согласны с ним и специалисты по фридайвингу.
«Наше тело знает, как вести себя в воде гораздо лучше нас самих. Оно помнит эти рефлексы, которые развились миллионы лет назад», — заявили они.
Потребность в соли и любовь к воде
Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо потреблять достаточное количество соли и йода. Без этих микроэлементов в отдаленных от морей и океанов районах мира у людей развивается кретинизм или вырастает зоб.
Как бы человек ни стремился сравнивать себя с обезьяной, Алистер Харди уверен: ни одно другое существо, живущее на суше, не любит воду так, как человек. К примеру, купание для людей является необходимостью. Другие же приматы добровольно мыться не будут.
Более того, детёныши обезьян не умеют плавать и начинают сразу тонуть в воде. А вот человеческие младенцы с первых дней умеют задерживать дыхание и держаться на воде.
Генетику не обмануть
Питерский учёный Виктор Тен заявил: у человека больше общего с дельфином, нежели с приматом.
В качестве доказательства он привёл ряд схожих особенностей: сложное социальное поведение, развитый мозг, способность к самоузнаванию в отражении. Его слова подтверждают генетические тесты. Совпадение ДНК человека и дельфина составляет более 82 процентов.
Защита традиционной теории
Несмотря на многочисленные доводы, приверженцы традиционной теории отмечают: ДНК человека и шимпанзе бонобо совпадают более, чем на 99%.
При этом многие учёные склоняются к промежуточной теории: современный человек мог частично пройти «водную фазу» развития, связанную с необходимостью жить у водоёмов.
«Я не утверждаю, что человек произошел от русалок. Но некоторые особенности нашего тела заставляют серьезно задуматься о роли воды в нашей эволюции», — отмечал Харди.
Многочисленные доводы, исследования и загадки говорят лишь об одном: тело человека — удивительно и загадочно. Наша история ещё далека от понимания, а новые теории помогают лучше узнать, на что способен человек, и насколько безграничны возможности нашего вида.