7 главных женщин в фантастике и фэнтези

Дварфы с топорами, космические старпомы, сокрушители корпораций — что здесь делать дамам? Урсула Ле Гуин, которой исполнилось 88 лет, полжизни эффектно и убедительно доказывала абсурдность такого положения дел. Но она не была единственной женщиной в этом жанре. Егор Михайлов вспомнил семь самых крутых писательниц, которые заткнут за пояс любого фантаста.

Мэри Шелли

Дочь будущей иконы феминистского движения, жена Перси Биши Шелли, подруга Джорджа Байрона. Но в первую очередь Мэри Шелли — автор романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Книга была революционной не только из-за темы или из-за того, что ее написала женщина. Многослойный вложенный нарратив, несколько ненадежных рассказчиков, мощный поворот в финале — а ведь Мэри не было и двадцати, когда она придумала эту историю.

_>>_ Истерн: вестерн по-русски

Менее известен роман Шелли «Последний человек», постапокалиптическая сатира, настолько обогнавшая свое время, что современники предпочли забыть о нем на полтора века. Роман оценили лишь в 1960-е годы, а на русский перевели уже в 2010 году.

Келли Линк

К Келли Линк прилип штамп «Нил Гейман в юбке», и от него, конечно, давно пора избавиться: Линк — самостоятельная величина. Она не пишет романов, предпочитая малую форму.

Каждый сборник Линк похож на бабушкин сундук с сокровищами, только бабушка — тайная королева эльфов, а на досуге вышивает крестиком и водит звездолет.

_>>_ Почему феминизм лишился смысла

В ее историях свежеоткинувшийся зэк строит планы по борьбе с зомби, стоматологи живут в одном отеле с супергероями, а тени оживают в самый неподходящий момент.

Что до Нила Геймана, то он называет Келли Линк лучшим современным мастером короткого рассказа. И, надо полагать, радуется, что им не приходится конкурировать в крупных формах.

Джоан К. Роулинг

Сказочная история Джоан Роулинг, учительницы, превратившейся в мультимиллионерку, известна всем, а ее успех многих закономерно выводит из себя. Но даже если вы не признаете ее таланта, то есть пара объективных поводов уважать Роулинг.

>> Почему вас не любят люди

Во-первых, успех «Гарри Поттера» подстегнул развитие рынка детской и подростковой литературы, которая сейчас чувствует себя лучше, чем когда-либо. Во-вторых, Роулинг возглавляет европейский список самых высокооплачиваемых знаменитостей Европы.

Скромная писательница зарабатывает больше киноактеров, бойз-бендов и футболистов — есть в этом своя справедливость.

Андре Нортон

Многим писательницам приходилось по просьбе издателей утаивать свой пол: почему-то еще недавно считалось, что книги, написанные женщинами, не продаются. Одни, как Дж. К. Роулинг и Э. Несбит сокращали имя до бесполого инициала. Другие вслед за Жорж Санд берут звучный мужской псевдоним — например, Андре Нортон.

За долгую жизнь Нортон написала больше сотни романов, выпуская порой по четыре книги в год. При этом работала она во всех жанрах сразу.

Шпионские детективы про Вторую мировую, межавторская фэнтезийная сага, авантюрные романы о путешественниках во времени, да хоть цикл книг о котах в космосе — у Нортон нашлось что-нибудь для любого читателя.

Наверное, в этом один из секретов ее популярности. Другой — в том, что на русский язык Нортон впервые перевели братья Стругацкие. А это все-таки знак качества.

Энн Райс

Есть, впрочем, и обратный вариант: когда женщина берет себе псевдоним поженственнее. Сложно поверить, что настоящее имя Энн Райс — Говард Аллен Фрэнсис О’Брайен. Добрые родители подумали, что с таким мужицким именем дочь сможет большего добиться в жизни. Дочка сменила непроизносимое имя на краткое «Энн» и написала самые успешные после «Дракулы» вампирские романы.

В цикле «Вампирские хроники» вышло уже 12 книг. Они рассказывают о жизни французского дворянина Лестата де Лионкура, которого в XVIII укусил вампир.

В романах Райс упыри не оборачиваются летучими мышами и не боятся чеснока, а сами книги зависли в нескольких шагах от софт-порно с БДСМ-уклоном.

Тем не менее это настоящая классика современной готической прозы. Экранизация с кудрявым Томом Крузом, бледным Брэдом Питтом и маленькой Кирстен Данст прилагается.

Маргарет Этвуд

Романы Маргарет Этвуд — главные объекты культурного экспорта Канады после песен Дрейка и Леонарда Коэна. И лучшие ее произведения — фантастические антиутопии: цикл «Орикс и коростель», «Рассказ служанки». Последний роман очень вовремя экранизировали: история о мире, в котором мужчины окончательно подчинили женщин, в 2017 году неожиданно для всех стала даже актуальнее, чем в тридцать лет назад, когда роман был написан, — и Этвуд снова стала главным феминистическим фантастом мира.

Правда, сама Этвуд от этого звания открещивается, утверждая, что фантастика — это про говорящих кальмаров в открытом космосе.

В книгах Этвуд ни космоса, ни кальмаров, к счастью, нет. Зато есть очень точное ощущение духа времени и предсказания, которые вполне могут сбыться. Но лучше бы, конечно, не сбывались.

Урсула Ле Гуин

Урсула ле Гуин — бабушка современной научной фантастики, лауреат всех возможных жанровых премий на свете и одна из немногих фантастов, всерьез претендовавших на Нобелевскую премию (хотя после победы Исигуро, кажется, лимит на фантастику у академиков исчерпан). За полвека карьеры Урсула написала несколько десятков отличных романов, после чего ушла на пенсию и завела блог про своего котика.

При этом многие книги Ле Гуин — готовые работы по экспериментальной теории гендера. Например, герои «Левой руки Тьмы» — гермафродиты, которые раз в месяц временно отращивают себе те или иные органы, чтобы спариться.

А в остальное время они счастливо живут безо всякого влечения и с брезгливостью смотрят на землян, чье либидо устроено совсем иначе. И еще можно поспорить, чей образ жизни здоровее и эффективнее.