Airbus A380: крах суперлайнера

Почему самый большой пассажирский самолет в мире не оправдывает ожиданий?
Airbus A380: крах суперлайнера

Airbus A380 стал самым вместительным, тихим и экологичным авиалайнером в мире. Однако перевозчики не закупают эту модель, и ее производство может быть скоро свернуто.

>> Самые красивые хостелы

В сентябре этого года авиалайнер Airbus А380, летевший рейсом Air France из Парижа в Лос-Анджелес, совершил аварийную посадку на военном аэродроме в Канаде. Причиной стало возгорание одного из двигателей — по свидетельствам очевидцев, он «превратился в огненный шар».

>> Нудистские кемпинги Европы

Похожий случай с самолетом той же модели произошел в 2010 году на рейсе австралийской компании Quantas Сингапур — Сидней. Другой A380 Quantas, летевший из Лос-Анджелеса в Мельбурн, был вынужден вернуться в аэропорт отправления из-за менее серьезной поломки в мае этого года.

>>Как правильно путешествовать по странам Балтии

В декабре компания Airbus заявила, что ей придется отозвать 12 лайнеров, приобретенных самым крупным клиентом компании, Fly Emirates. Причина та же — технические неполадки с двигателями производства компании Rolls-Royce.

Факты об Airbus A380

Год запуска: 2007

Стоимость (2017 год): 436,9 миллиона долларов США

Место производства: Тулуза, Франция

Длина: 72,8 метра

Высота: 24 метра

Размах крыльев: 79,8 метра

Двигатели: Rolls-Royce Trent 900s или Engine Alliance GP7000s

Вместимость: 853 пассажира

Дальность полета: 8 350 морских миль (15 464,2 километра)

Перевозчики: Emirates, Singapore Airlines, British Airways

Главный конкурент: Boeing 747-800

Сразу после отзыва самолетов стало известно, что в заказ на 100 самолетов Iran Air не вошло ни одного А380. Перевозчик предпочел более компактные самолеты.

A380 впервые продемонстрировали публике в 2005 году. В Airbus считали, что выход новой модели навсегда изменит рынок авиаперевозок: это был не только самый большой самолет в мире, но и самый тихий и экологичный.

Однако число заказов, которое с самого начала было нестабильным, со временем стало неуклонно падать. Самолеты большой вместимости оказались недостаточно востребованы, несмотря на то что число авиапассажиров в мире постоянно растет.

Так добьют ли известия о неисправных двигателях некогда амбициозный проект?

Что случилось на рейсе Air France?

Пассажиры рейса Париж — Лос-Анджелес 30 сентября сообщили о громком хлопке и сильной тряске в салоне самолета. Один из пассажиров, Дэниел Макнили, сидевший у иллюминатора, рассказал, что один из двигателей превратился в «гигантский огненный шар».

Когда A380 приземлился на военном аэродроме на канадском острове Ньюфаундленд, оказалось, что обшивка одного из двигателей полностью выгорела.

Американская компания Engine Alliance, которая поставляла двигатели для этого конкретного самолета, объявила о расследовании причин поломки. По предварительной версии, двигатель взорвался из-за того, что его турбину оторвало от вала. Никто из 520 пассажиров на борту двухэтажного лайнера не пострадал.

Предыдущие инциденты

Аварийная посадка рейса Air France напомнила аналогичную ситуацию с самолетом Quantas. Лайнер австралийской компании был оснащен двигателями Rolls-Royce. Через 15 минут после вылета пассажиры услышали громкий хлопок и увидели дым и искры, летящие из одного из двигателей. Самолет пришлось развернуть.

После посадки выяснилось, что у двигателя сорвало обшивку, а нижняя часть самолета вся в копоти. В ходе проверки выяснилось, что двигатель получил повреждения из-за утечки топлива.Падение продаж

Первый полет нового лайнера 27 апреля 2005 года вызвал много шума. Это был первый самолет вместимостью более 800 пассажиров (хотя столько людей на самом деле никогда не летали в A380).

Считалось, что с небывалым ростом числа авиапассажиров в мире будущее именно за такими суперлайнерами. Но, как показывает история, ожидания в авиастроении часто бывают неоправданны — достаточно вспомнить сверхзвуковые лайнеры Concord.

В июле 2017 года Airbus объявила о радикальном снижении производства новых A380 в ближайшем будущем. В докладе о финансовых показателях за полугодие компания сообщила, что в 2019 году будет построено всего восемь A380, «учитывая текущую ситуацию с предзаказом самолетов».

На прошлогоднем авиасалоне в Фарнборо представители Airbus заявили, что в 2018 году будет построено 12 самолетов — вдвое меньше, чем в 2017-м.

Слух о скором сворачивании производства A380 давно циркулировал среди экспертов индустрии. Главной причиной называли огромную стоимость эксплуатации такого большого самолета.

Аналитик Strategic Aero Research Садж Ахмад в июле 2017 года назвал A380 «маркетинговым провалом» Airbus. По его словам, в компании понимают, что однажды придется свернуть производство лайнеров окончательно и отказаться от их технической поддержки.

«Даже если заказ от Emirates подтвердится, он не повлияет на спрос в целом. Производство новых A380 убыточно для Airbus, и со временем компании придется его завершить», — считает аналитик.

Главный конкурент Airbus, Boeing, также испытывает проблемы с продажами своих лайнеров 747-8: в 2016 году компания вдвое сократила производство этих самолетов.

Прогнозы на будущее

На текущий момент все не так мрачно. Перевозчики продолжают использовать множество Airbus A380 и Boeing 747-8.

Тем не менее в настоящее время куда популярнее небольшие самолеты с двумя двигателями, которые тратят значительно меньше топлива.

По словам независимого консультанта по авиации Джона Стрикленда, небольшие самолеты вроде Airbus A350 или Boeing 777 существенно сокращают финансовые риски, связанные с недостаточными продажами билетов или высокой стоимостью эксплуатации.

К примеру, Boeing 737, узкофюзеляжный самолет с двумя двигателями, рассчитанный на средние расстояния, стал одним из самых популярных коммерческих самолетов в истории. Сейчас в мире более 9 600 таких самолетов.

Airbus A320 аналогичной конфигурации настолько популярен, что, по статистике, один такой самолет взлетает или садится где-то в мире каждые две секунды. Первый A320 приобрела Air France в 1988 году, и с тех пор было продано более 13 тысяч таких самолетов.

Последнюю модель, A320neo, уже заказали 70 перевозчиков. В перспективе это делает ее самым продаваемым коммерческим самолетом в мире.

Комментарии
Комментарии