Фронда — французская смута

К середине XVII века народ Франции устал от Тридцатилетней войны и непомерного налогового гнета. Крестьянство было практически разорено постоянными денежными выплатами и мародерством со стороны врагов и самой французской армии.

В городе наметился разрыв между буржуазией и плебейством. Новые и все возрастающие налоговые повинности стали неплохим способом для заработка и спекуляций. Их отдавали на откуп за крупные денежные суммы, которые шли в казну или церковь.

Дворянство же, которое кормилось за счет феодальных налогов или казны, находясь при дворе или на военной службе, пыталось еще сильнее обогатиться и усилить свое положение. Все это стало благодатной почвой для ряда антиправительственных смут во Франции, получивших название Фронда.

Анна Австрийская

В 1643 году умер король Людовик XIII. Наследником стал его пятилетний сын, Людовик XIV, а регентшей при нем стала его мать Анна Австрийская. Пользуясь своим влиянием, она способствовала тому, чтобы ее фаворит, итальянец кардинал Джулио Мазарини занял пост первого министра. Таким образом, продолжатель политики Ришелье практически 18 лет (1643−1661) безраздельно руководил Францией.

После смерти Людовика XIII претензии дворянства на долю в разделении государственного добра возросли, особенно это касалось «принцов крови» — дяди несовершеннолетнего короля Гастона Орлеанского, принца Конде и других.

Мазарини, который и без того вызывал недовольство вельмож своим происхождением, решил урезать аппетиты аристократии и умерить щедрость Анны Австрийской по отношению к ним. Казна была опустошена Тридцатилетней войной и борьбой с оппозицией. Такое отношение знати к первому министру привело даже к «заговору вельмож» во главе с герцогом Бофором, целью которого было устранить Мазарини. Однако протест был подавлен, а вельможи на некоторое время притихли.

Но набирало силу крестьянско-плебейское движение, что привело к волне восстаний 1643−1645 годов. Мазарини пытался найти новые пути пополнить казну и ввел ряд новых налогов, чем разозлил широкие круги буржуазии, особенно столичной, которая примкнула к оппозиции.

Кроме того, первый министр ввел побор за право чиновников передавать свою должность по наследству, чем тоже подтолкнул их протестным настроениям. Таким образом, «люди мантии» во главе с членами парламента пошли на временный союз с недовольными и раздраженными политикой Мазарини широкими массами населения.

Так начался кризис феодально-абсолютистской системы Франции в 1648—1653 гг., известный как Фронда.

Людовик (Луи) II де Бурбон-Конде, принц де Конде

Парламентская Фронда

Летом 1648 года первый министр сослан нескольких своих влиятельных недоброжелателей, в том числе и герцога де Бофора. Парижский парламент был возмущен и заговорил о необходимости ограничения правительственного произвола в вопросе введения новых налогов и о запрете ареста без предъявления обвинения. Во многом смелости и решительности парламенту добавили новости об успехе английской революции.

Программа предложенных реформ была похожа на программу английского Долгого парламента. В ответ на подобные попытки ограничения абсолютизма регентша Анна Австрийская приказала арестовать главу парламентской оппозиции Брусселя и нескольких его приспешников. Тогда в ночь с 26 на 27 августа 1648 года в Париже вспыхнуло массовое вооруженное восстание, за ночь в городе было возведено 1200 баррикад.

Анна Австрийская оказалась практически запертой во дворце, пока парижские буржуа плечом к плечу с плебеями сражались с королевской армией. Осознавая свое почти критическое положение, двор был вынужден пойти на уступки и отпустить арестованного Брусселя, а через несколько дней была подписана «Сен-Жерменская декларация», которая в целом удовлетворяла требованиям парламента.

Но Мазарини просто пытался выиграть время. Чтобы стянуть французскую армию в Париж Мазарини приложил все усилия для подписания Вестфальского мира, даже в ущерб интересам Франции. Вскоре после этого двор бежал из Парижа в Рюэль, а к столице осенью 1648 года подошла часть войск. Находясь вне мятежной столицы, Мазарини отказался от всех обещаний, данных парламенту.

Принц Конде, благодаря щедрым подаркам Анны Австрийской, встал на защиту двора и в декабре вместе с королевской армией осадил Париж. Народное ополчение, которое поддерживали аристократы Бофор, Ларошфуко, Гонди и другие, мужественно сражалось более трех месяцев.

Их активно поддерживали некоторые провинции и крестьянское население, из Лангедока, Нормандии и Пуату приходили сообщения об усилении антиправительственных настроений и выступлений народных масс. Фронда приобретала сильных сторонников.

Однако разрыв между бедняками и буржуазией в народном ополчении столицы все увеличивался. Обострила настроения новость о казни короля Англии Карла I. Некоторые листовки на улицах Парижа прямо призывали поступить на английский манер с Анной Австрийской и Людовиком XIV, звучали призывы к созданию во Франции республики.

Буржуазия во главе с членами парламента испугалась усиления классовой борьбы и повторения английского сценария. Тогда парижский парламент тайно вступил в переговоры со двором.

15 марта 1649 года был оглашен мирный договор, означающий практически капитуляцию парламента. Мазарини и Анна Австрийская победно въехали в Париж. Парламентская Фронда была окончена. Примечательно, что это не было подавлением мятежников, буржуазия добровольно отказалась от борьбы и сложила оружие.

Гастон Жан Батист Французский, герцог Орлеанский

Фронда принцев

Но едва утихли отголоски парламентской Фронды, как некоторые вельможи решили использовать личные конфликты с Мазарини для борьбы за власть и усиления своего положения.

Принц Конде, еще недавно воевавший на стороне двора, обнаружил свою ненависть к первому министру и позволял себе дерзкое отношение не только к Мазарини, но и к королеве. Наметился разрыв со двором, и в начале 1650 года Мазарини приказал арестовать принца и его друзей и отправил их в Венсенскую тюрьму.

Под руководством сестры Конде, Ларошфуко и других вельмож, ненавидевших Мазарини, да к тому же заручившихся поддержкой Испании, с которой воевала Франция, снова разразилась война. Мазарини довольно успешно подавлял восстания в Нормандии и других провинциях, поскольку «Фронда Конде» не пользовалась популярностью и ее не поддерживал парламент.

Мазарини с королем и королевой-регентшей отправились в Бордо, где разгорелось крупное восстание. В Париже остался Гастон Орлеанский в качестве правителя. Мазарини усмирил Бордо, откуда успели сбежать принцесса Конде и другие вожди Фронды. Кроме того Мазарини отрезал испанской армии южный путь и 15 декабря 1650 года нанес врагам решительное поражение.

Но в Париже враги Мазарини сумели привлечь на свою сторону затихшую парламентскую Фронду, и в начале 1651 года оформили договор. Герцог Орлеанский также поддержал Фронду. «Коалиция Фронд» требовала освобождения Конде и отставки Мазарини. Пока Анна Австрийская думала, идти ли на уступки в этот раз, парламент 6 февраля объявил Гастона Орлеанского правителем Франции.

Мазарини бежал из Парижа. Парламент потребовал от королевы, чтобы отныне иностранцы и люди, присягавшие кому бы то ни было, кроме французской короны, не занимали высших должностей. Кроме того парламент приговорил Мазарини к изгнанию из Франции, а народ на улицах требовал отпустить арестованных вельмож. Королева пошла на уступки и 11 февраля принца Конде отпустили.

Но в скором времени фрондеры перессорились между собой и принц Конде, в очередной раз подкупленный обещаниями регентши, перешел на сторону короны. Но королева Анна обманула его и принц 5 июля 1651 года выехал из Парижа.

Регентша обвинила Конде в измене за связи с испанцами. Конде же, при поддержке некоторых вельмож, начал мятеж в нескольких провинциях. В это время испанцы осаждали южные границы Франции, и королева Анна оказалась в отчаянном положении.

Но на помощь из Германии явился Мазарини, который привел с собой многочисленную армию наемников. Началась упорная борьба. Конде и союзники прорвались к Парижу и въехали в столицу. Парижане относились к враждующим сторонам индифферентно, хоть и вспоминали Мазарини в надежде, что ему удастся восстановить спокойствие.

Летом 1652 года Конде начал насильственные действия против приверженцев Мазарини. И фрондерам и короне пришлось пойти на уступки: из столицы выехала часть парламентских советников, а Мазарини уехал «в добровольное изгнание». Союзники Конде восприняли этот шаг как предательство и отвернулись от него. Население просило регентшу и короля вернуться в Париж. 21 октября 1652 года королевская семья победно въехала в столицу.

Торжество абсолютизма

Фрондеры были высланы из Парижа, но кто-то сумел выторговать себе амнистию. Парламент преклонился перед короной, а Анна вернула все финансовые этикты, которые 4 года назад спровоцировали первые протесты.

Королевский абсолютизм воцарился всецело. А в январе 1653 года возвратился Мазарини и отнял у Конде последние крепости. Окончательным прекращением Фронды считается взятие правительственными войсками в сентябре 1653 года города Пергие.

После Фронды не последовало казней, поскольку власть боялась возобновления протестов. Но подавление Фронды окончательно упрочило королевский произвол и унизило парламент и аристократию.

В памяти эти события остались окруженными презрением и насмешками, т. к. личная неприязнь вельмож и их попытка свести счеты оказались выше целей движения, и как итог привело к еще большему разорению населения. Историки склонны рассматривать события Фронды как карикатурное отражение английской революции.