Гертруда Польская — жена Изяслава

Гертруда была дочерью польского короля Мешко II и Рыксы Лотарингской. Чтобы укрепить польско-русский союз ее выдали замуж за сына Ярослава Мудрого Изяслава. Казалось бы ее ожидает счастливая судьба жены киевского князя, однако фортуна была не так уж и благосклонна к ее супругу. Его несколько раз изгоняли и жена следовала за ним, странствовала по Европе в поисках защиты и помощи.

Гертруда Польская — жена Изяслава
© Дилетант

Макинтош: человек и плащ

Еще в детстве Гертруда познала тяготы изгнания. После смерти польского короля в 1034 году мать увезла ее в Саксонию. Они вернулись в Польшу только после того, как на престоле укрепился ее брат Казимир I. Она получила отличное образование и была завидной невестой. Ее сосватали второму сыну Ярослава Мудрого и Ингигерды Изяславу, брак должен был еще сильнее укрепить русско-польские отношения. Брат Гертруды Казимир был женат на сестре Ярослава Марии-Добронеге.

Воспоминания о Жанне д'Арк

В 1054 году Изяслав стал киевским князем и почти 15 лет Гертруда вела размеренную княжескую жизнь. Однако в 1068 году киевский князь потерпел поражение от половцев на Альте, Ярославичи бежали кто в Киев, кто в Чернигов.

Киевское вече требовало от князя выдать лошадей и оружие, чтобы идти бить половцев, но Изяслав отказал. В городе вспыхнуло восстание и киевляне выгнали князя. Изяслав бежал вместе с Гертрудой в Польшу. Гертруда был очень набожной и тяготы жизни переносила, обращаясь к богу. Считается, что именно во время изгнания она стала создавать свой удивительно украшенный молитвенник, который получила, как предполагают, еще от матери. Молитвенник получил название Кодекс Гертруды.

Она записывала на полях и свободных страницах кодекса свои молитвы, в которых просила за сына Ярополка и мужа. Всего в кодексе около 90 молитв, которые вероятно записаны ее рукой. Последние из них записаны в 1085−86 годах. В кодексе также есть месяцеслов, по которому можно определить день рождения Гертруды. Она отмечала там память святой Гертруды Никольской 17 марта, а 16 марта был отмечен как день памяти мученика Кириака, которого она не раз упоминала в своих молитвах. Отсюда можно сделать вывод, что на этот день и приходится рождение самой Гертруды. Кроме того, в молитвах она часто упоминает святую Елену и называет себя ее рабой. Это может свидетельствовать о том, что на Руси она получила это имя. Также в кодексе можно найти и гадания. В него включены лунник и калядник, хотя гадание и было порицаемо церковью. Есть предположение, что и сам псалтырь Гертруда могла использовать для гаданий.

Примечательно также, что молитвенник Гертруды был написан на латинском языке и принадлежал к католическому обряду, отсюда появилась версия, что она несколько раз переходила из католичества в православие. Однако более вероятным является то, что в те времена княжеский двор жил в атмосфере конфессиональной индифферентности. И даже если в быту Гертруда сохраняла католичество, в ее молитвенник были вплетены множественные элементы православного обряда. Например, там есть перевод на латынь православного Трисвятого. Кроме того, благодаря своему Кодексу Гертруда является старейшим польским писателем, известным по имени.

Прибыв с мужем в Польшу Гертруда стала просить помощи у своего племянника Болеслава Смелого. Тот дал войска и в 1069 году Изяслав вновь занял киевский престол. Гертруда снова оказалась на Руси, но ненадолго. Уже в 1073 году Изяслава вновь изгнали, теперь уже младшие братья. Они опять бежали в Польшу и просили помощи у Болеслава, но тот, отобрав часть драгоценностей в княжеской семьи, в поддержке отказал. Так же поступил и германский император Генрих IV. Судя по молитвеннику Гертруды, в это время между ней и мужем происходят частые размолвки. Она просит Бога отвратить сердце супруга от ненависти, досады и гнева и внушить ему кротость, добросердечие, защитить от всех опасностей и сделать счастливым путь на родину. Для себя же она просит кротости и спокойствия, чтобы утихомирить свой бешеный нрав.

Между тем, Изяслав, отчаявшись, обратился к папе римскому Григорию VII. Он отправил с дипломатической миссией своего сына Ярополка, который должен был убедить папу в приверженности князя римскому престолу. Папа передал Ярославу управление русской землей как леном святого Петра. Кроме того, он заставил Болеслава примириться с семьей Изяслава. Эти события также нашли отражение в кодексе в виде византийских миниатюр. На одной из них Ярополк и его жена Кунигунда молятся апостолу Петру, а гертруда целует его стопы. На другой Христос коронует Ярополка и Кунигунду.

После смерти в 1077 году своего брата Святослава, Изяслав при поддержке Болеслава вновь вернулся на Русь. Но через год он погиб в битве с претендентами на великокняжеский престол и Гертруда стала жить у своего сына Ярополка, князя волынского. В 1085 Ярополк уехал в Польшу за помощью во время войны с Ростиславичами, а Гертруду и жену оставил в Луцке. Владимир Мономах взял город, а мать и жену Ярополка отвез в Киев. С этого момента данные о судьбе Гертруды расходятся.

По одной версии, она не пережила плена. По другой, традиционной, Гертруда после смерти Ярополка переехала к своему сыну Святополку, который в 1093 году стал киевским князем. Скончалась «мать Святополка» 4 января 1108 года, согласно данным летописи. Примечательно, что специалисты расходятся во мнении, была ли Гертруда действительно матерью Святополка. Традиционно принято считать, что у нее было 3 сына: Мстислав, Ярополк и Святополк. Мстислав считается старшим, так как раньше всех получил княжеский стол, однако он рано умер, в 1069 году. Ярослав был вторым сыном и родился до 1050 года, а Святополк младшим — родился в 1050 году. Однако в своих молитвах Гертруда часто упоминает Ярополка как «единственного сына». Это послужило возникновению теории о том, что Святополк мог быть сыном наложницы Изяслава. Хотя некоторые специалисты склонны толковать слово «единственный» как самый лучший, любимый сын.