История первого Никольского храма на Руси

Какую роль сыграли в судьбе второго по древности новгородского храма немцы во время Великой Отечественной войны и Ганзейский союз нового времени сейчас, как оказалось, что новгородский князь мог стать английским монархом и какие фрески сохранились в Николо-Дворищенском соборе, рассказывает Indicator.Ru.

Как мы уже писали, первый каменный храм в Новгороде Великом построили в 1045-1050 годах. София Новгородская и поныне остается древнейшим сохранившимся храмом средневековой Руси на территории нашего государства (есть и более древние – в Киеве и Чернигове, но на территории Украины).

Велось на Руси каменное строительство и во второй половине XI века, но в Великом Новгороде каменное строительство прервалось более чем на полвека. Посудите сами: после окончания главного новгородского собора в 1050 г. никакого «зодчества» (в буквальном смысле — «здо» означает глину, из которой «творили» плинфу — кирпичи) в Новгороде в XI веке более не было.

Тому можно придумать несколько объяснений: быть может, заказчики, князья и архиепископы, не чувствовали себя здесь уверенными и не стремились строить на века, быть может, городу хватало одного крупного кафедрального собора, а приходские храмы были деревянными... В любом случае следующая каменная постройка в тех краях будет возведена 53 года спустя — и не в самом Новгороде, а рядом, на Городище.

Старый город и Мономашич

Это место называют еще Рюриково Городище. Правда, такое название ему было дано первыми новгородскими археологами-краеведами еще в конце XIX-начале XX веков («есть городище – место, где некогда было древнее поселение, в Новгород призывался Рюрик – так чье же оно еще!»).

Кстати, мало кто знает, что среди первых исследователей Новгорода был молодой художник Николай Рерих, будущий гималайский житель, а его сын, будущий известный исследователь культуры Востока Юрий Рерих, и вовсе родился на раскопках в Новгороде, тогда еще не имевшем официальной приставки «Великий» к названию.

Заморские гости, 1901 год. Николай Рерих/Государственная Третьяковская галерея

С недавних пор Городище считается находящимся в черте современного города. Не очень давно удалось доказать, что именно по отношению к этому месту Новгород получил свое имя — Новый Город. Именно там обосновались призванные варяги (хотя, конечно, банального «придите к нам и правьте нами» не было, скорее, это был некий гибрид антикризисного менеджера и модная ныне частная военная компания). Именно это место было древнейшим в Новгороде, и именно там традиционно находилась княжеская резиденция.

Там же в 1103 г. сын знаменитого Владимира Мономаха — Мстислав — и построил свой первый храм — Благовещения. Мстислав, как и его отец, был весьма интересной личностью. Недаром он, как и Новгород, получил прозвание Великий.

По отцу Мстислав был прямым потомком византийских кесарей, а по матери — шведской принцессе Гите — потомок английских королей, и имел весьма немалые права на британский трон. Между прочим, западные источники даже называли его Гаральдом.

Однако права правами, а первым местом княжения будущего великого киевского князя оказался Новгород. Именно здесь он, кстати, и заказал писцу Алексу Лазаревичу знаменитое Мстиславово Евангелие — шедевр древнерусской книжности XII века.

Судя по всему, Мстислав и Новгород неплохо ладили друг с другом (а для вольного Новгорода, еще при Владимире Святом получившем право самим выбирать себе князя, это – редкость). С сыном Мстислава Всеволодом получилось все наоборот, в 1136 году в Новгороде произошла мини-революция, князя выгнали и власть взяло на себя вече.

Именно при Мстиславе в Новгороде появились сразу четыре каменных храма, обрамив город с четырех сторон. И первый из них строили, разумеется, в княжеской резиденции.

Известие об этом можно найти, например, в Новгородской Первой летописи. В некоторых более поздних летописях можно встретить 1102 или даже 1099 год, но там, где речь идет о таких древних событиях, принято больше доверять Первой летописи.

Здание XII в. не дошло до наших дней, в 1342 году оно разрушилось, и на его месте поставили новую церковь. Увы, и на месте здания XIV века сейчас можно наблюдать лишь руины: в Великую Отечественную войну его разрушили.

Руины законсервированы, и есть шанс, что когда-нибудь его восстановят, как восстановили многие разрушенные новгородские храмы, кто знает...

Однако именно во время консервации руин удалось узнать кое-что о церкви XII века. В 1966-70 годах здесь провели раскопки, которые позволили выяснить, каким был храм резиденции Мстислава Владимировича.

Это был достаточно крупный (приблизительно 23х15 метров) шестистолпный трехапсидный храм с лестничной башней. Удалось даже найти фрагменты фресковой живописи и надписи-граффити на штукатурке. Раскопки 2016 года дали еще больше сведений о первом храме XII века, а в 2017 году раскопки профессора Владимира Седова продолжатся.

Новый этап изучения постройки даст возможность полностью представить формы, конструкции и даже часть украшений храма, а также прояснить его судьбу и судьбу примыкающей к храму площадки Городища. Но к этому вопросу наш портал вернется в летнем полевом сезоне.

Никола на Дворище

Тем не менее, ровно через десять лет Мстислав поставил большой каменный храм уже в самом центре Новгорода, напротив Софии, на другом берегу Волхова. Никольский, (Николо-Дворищенский) собор (1113—1136 гг.) в истории древнерусской и новгородской церковной архитектуры занимает особое место.

Во-первых, это самый древний Никольский храм на Руси, дошедший до нашего времени. Во-вторых, это второй по древности из сохранившихся новгородских храмов. А в-третьих, за всю историю христианского Новгорода это — один из трех новгородских соборов-кафедралов в церковном смысле этого слова: определенное время именно он был главным, соборным новгородским храмом.

Во всем облике собора видно противостояние его с Софией. Это единственный, помимо Софии, пятиглавый новгородский храм чуть ли не до XV века.

Посвященный любимому народом Николе Чудотворцу на княжеском дворе в самом Новгороде, он должен был придать весомости княжеской власти, как мы уже говорили, не очень популярной в Новгороде. Его духовенство все время было связано с князьями, и если архиепископ, например, отказывался по политическим соображениям венчать князя (а так бывало), то свадьба вершилась именно здесь.

Собор такой же большой, как Благовещенский храм (23,65х15,35 метров). Он тоже шестистолпный, однако лестничной башни для перехода на хоры (второй этаж храма, где во время богослужения находился князь с приближенными) здесь не было. Туда попадали через дверь в стене на втором этаже.

Скорее всего, в эту дверь вел переход со второго этажа деревянного дворца, стоявшего рядом. Позже, но еще в XII в., после «боярской революции» (тот самый 1136 год) в Новгороде, дверь заложили, а в юго-западной части храма сложили винтовую лестницу на хоры.

Вид собора в 1960-е

Снова пять глав

Когда автор текста первый раз приехал в Новгород в 1997 г., уже прекрасно зная облик всех его памятников по фотографиям, то он не сразу узнал главного героя нашей статьи.

Дело в том, что на всех фотографиях в современных книгах собор показывался одноглавым. Четыре малых главы со временем исчезли, но основания барабанов сохранялись под малой кровлей, что давало возможность точно восстановить пятиглавие.

И вот, в 1990-х памятник архитектуры, включенный ЮНЕСКО в число объектов всемирного культурного наследия, начали реставрировать. Интересно, что собор реставрировали при иностранной поддержке — Ганзейского союза нового времени. В 2003 г. собор снова открыли.

Фресок XII в. в соборе сохранилось немного: в принципе Церковь к храмовым росписям относилась традиционно потребительски. Если фрески потускнели — их нужно сбить либо записать сразу по старым, предварительно сделав на фресках насечки сбитой штукатурки, чтобы новая лучше держалась. Правда, при реставрации обнаружили много тысяч фрагментов сбитых в древности фресок. Сейчас они изучаются.

Одна из немногих сохранившихся композиций — «Иов на гноище», в которой хорошо сохранилась фигура жены Иова, протягивающая своему супругу на шесте котелок с едой. Однако и эта фигура пострадала от варваров: отходящие из Новгорода солдаты немецкой армии расстреляли фреску из пистолета.

Помимо реставрации вокруг храма понизили уровень земли — культурный слой, «наросший» почти за 900 лет, срыли на два метра, параллельно проведя археологические раскопки. Теперь собор не только обрел пять глав, но и свои первоначальные пропорции.