Как свахи чужое счастье искали

Свахи были приветливы и говорливы, у них был готов ответ на любой вопрос. Знали они все сплетни и слухи, роящиеся в округе.
Как свахи чужое счастье искали

В дореволюционной России эти женщины были воистину незаменимы. Они сводили, то есть, знакомили молодых и не слишком молодых людей. Свахи знали о своих клиентах все - характер, склонности и наклонности. И были в курсе, насколько те состоятельны, какое за них дают приданное. МОСЛЕНТА вспоминает энергичных свах и методы их работы.

Отблеск чужого блаженства

На картине Константина Маковского «Свахи» изображены три представительницы профессии. В центре — пожилая женщина в черном. Это, видимо, бывалая сваха, соединившая судьбы многих людей. Ее внимательно слушают молодые женщины, которые только начинают свою «карьеру». Вот такой обмен передовым опытом.

Московские свахи были приветливы и говорливы, у них был готов ответ на любой вопрос. Знали они все сплетни и слухи, роящиеся в округе.

Были те женщины и психологами, и рекламными агентами. Но точнее назвать их искателями счастья. Но — для других. Сами свахи были в основном незамужними или вдовами, и только в их глазах стоял отблеск чужого блаженства…

За определенное вознаграждение свахи раскрывали свою душу и чужой кошелек. Они готовы были, таинственно приложив палец к губам, поведать, какое приданое дает за свою дочку Варвару купец с Пречистенки Пров Нилыч К. и рассказать, стоит ли связываться с Ольгой Викентьевной Н. — с виду состоятельной госпожой. Есть ли у нее особняк на Тверском бульваре и большая усадьба под Тверью, или это всего лишь слухи?

Желающим вступить в брак важно было не ошибиться, найти среди множества сводниц женщину честную и порядочную. Ведь обманщиц и плутовок в этой среде хватало.

Жених из «благородных»

Действие фильма «Женитьба Бальзаминова» происходит в Москве середины XIX века. Одна из ее героинь — сваха Акулина Гавриловна Красавина. Она целый день ходит-бродит, сверкая своими острыми глазками. И угощение принять готова, и выпить не дура. Молвит, опрокидывая рюмочку: «А я никогда не закусываю! Я этой глупой привычки не имею! И потом я женщина ученая, очень ученая…»

Акулина Гавриловна Красавина

Усилия Красавиной в прямом смысле не пропадают даром. Уж на что никчемный был жених Миша Бальзаминов — бедный, глуповатый чиновник, так и его она сумела пристроить к богатой вдове. «Нас, свах, надобно разными чинами жаловать, — гордится собой и коллегами Акулина Гавриловна. — Вот не будь нас, ну и конец — род человеческий прекратится».

Пьеса Александра Островского «Свои люди — сочтемся» также переносит нас в Москву середины позапрошлого столетия. Судьбу купеческой дочери Липочки Большовой пытается устроить сваха Устинья Наумовна. Девушка хочет жениха «из благородных», отец настаивает на богатом, мать желает отдать дочь за купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному».

Избранник Липочки — Лазарь Подхалюзин обещает: «Вы и дома будете в шелковых платьях ходить-с, а в гости или в театр, окромя бархатных, и надевать не станем-с». На это невеста и польстилась, став владелицей большого дома и обширного гардероба. А вот Устинья Наумовна обещанного гонорара не получила. Вместо тысячи пятисот рублей и собольего салопа Подхалюзин дал свахе сотенную и неважное платьишко…

Балтазар Жевакин и Никанор Анучкин

И среди героев пьесы Николая Гоголя «Женитьба» есть сваха. Прихода Феклы Ивановны ждут с нетерпением многие. Едва появится на пороге, тотчас спрашивают: «Есть ли у нее на примете выгодные, да видные женихи?»

«— Есть и все такие славные, хорошие, аккуратные. Первый Балтазар Балтазарович Жевакин, такой славный, во флоте служил… Говорит, что ему нужно, чтобы невеста была в теле, а поджаристых совсем не любит. А Иван-то Павлович, что служит экзекутором, такой важный, что и приступу нет. Такой видный из себя, толстый; как закричит на меня: «Ты мне не толкуй пустяков, что невеста такая и эдакая! ты скажи напрямик, сколько за ней движимого и недвижимого?». А еще Никанор Иванович Анучкин. Это уж такой деликатный! а губы, мать моя, — малина, совсем малина! такой славный. «Мне, говорит, нужно, чтобы невеста была хороша собой, воспитанная, чтобы и по-французскому умела говорить».

Да, тонкого поведенья человек, немецкая штучка! А сам-то такой субтильный, и ножки узенькие, тоненькие».

Казанский академический русский большой драматический театр имени В.И. Качалова - спектакль «Женитьба»

Присутствует сваха и в сказке-балладе Александра Пушкина «Жених»:

…Наутро сваха к ним на двор
Нежданая приходит.
Наташу хвалит, разговор
С отцом ее заводит:
«У вас товар, у нас купец;
Собою парень молодец,
И статный, и проворный,
Не вздорный, не зазорный…

Все, впрочем, закончилось плохо — жених Наташи оказался душегубом.

Со временем свахи в России стали менее востребованными. К их услугам прибегали уже немногие — в основном представители старых, патриархальных семейств. Да и сами свахи старели и чувствовали, что их время уходит…

Чуждый порнографии и пошлости

29 сентября 1650 года Генри Робинсон открыл в Лондоне агентство брачных услуг. Оно было первым в мире. И первым же клиентом Робинсона стал некий Джон Даймли, выдвинувший следующее требование к своей избраннице: «Дама должна обладать состоянием в 300 гиней. Не важно, является ли она девственницей, вдовой или беременной от бывшего мужа».

Это и было первое на планете брачное объявление. Или — сваха в печатном виде. Она не кричала, не уговаривала, но заставляла думать.

Может, стоит для начала назначить свидание?

Объявления людей, желающих устроить свои судьбы, стали привычным явлением во многих странах, в том числе и в России. До революции выходило немало изданий интимного свойства, где размещались подобные публикации. Вот названия лишь некоторых — «Брачный вопрос» (Керчь), «Одесский брачный листок», «Киевская брачная газета», «Кавказская брачная газета» (Тифлис).

В Санкт-Петербурге выходила «Сваха». Это был, по мнению, издателей, «первый и единственный орган в России, поставивший себе целью заключение, укрепление и процветание браков, являющийся строго приличным, семейным журналом, чуждым порнографии и пошлости».«Не вижу радости счастья…»

В Москве пользовалась популярностью еженедельная «Брачная газета». Ее редакция располагалась в Леонтьевском переулке, 17. Возглавляла издание некая Е.П. Сидорова. К сожалению, об этой женщине ничего, кроме фамилии, не известно. «Брачная газета» обещала «сохраненiе инкогнито гг. публикаторовъ и подписчиковъ абсолютно. И уверяла: «Вся корреспонденцiя ведется в строжайшей тайнъ».

Чтобы не происходило в мире, какие бы катаклизмы не сотрясали планету, люди продолжают надеяться на лучшее, что беды обойдут их стороной. Там было и в 1917 году, когда в России происходили известные политические события.

Иным, далеким от политических страстей москвичам все было нипочем — пылкие речи эсеров, большевиков, сходки, демонстрации. Они хотели уюта, спокойствия, счастья, наконец. Доказательство тому — один из номеров «Брачной газеты», вышедший 13 августа 1917 года. Никто не ведает, что скоро в России все коренным образом изменится, а потому господа и госпожи безмятежны и заняты устройством своих судеб. К примеру, «коммерсант, владеющий крупными средствами, огромными торговым предприятием в степном крае, мечтает найти жену-друга…». Другой, «красивый, состоятельный господин с образованием желает жениться на интересной, состоятельной барышне не старше 25 л».

Но не все ждут подарков судьбы. Есть и разочарованные, пребывающие в меланхолии читатели. Как, например, этот господин: «Не вижу радости счастья. Прошу откликнуться с целью брака девушку хорошего характера и мягкой души…». А это объявление — сугубо деловое, всего в семь строк: «Чиновник 40 л, видный здоровый, красивый, ищет — цель брак с женщиной, обладающей крупными средствами…»

И этот человек, вероятно, сухарь. Надо жениться, черт побери, ведь уже пятой десяток разменял, думает он. Спутницу жизни ищет не обязательно красивую, но непременно — состоятельную, ибо сам поиздержался. Итак: «Чиновник 40 л, видный здоровый, красивый, ищет — цель брак с женщиной, обладающей крупными средствами…» Так и хочется крикнуть ему сквозь столетие: «Оставьте поиски, подумайте о себе: Октябрьская революция на носу! У большевиков не забалуешь!»

Повод для сплетен

Брачные объявления исчезли со страниц газет при Советской власти. Как и многое, их сочли буржуазным пережитком. Они снова появились лишь спустя много десятков лет.

Зато в советской прессе возникли публикации, аналогов которым не было в мире. «Вечерняя Москва» помещала на последней странице сообщения примерно такого содержания: «Гражданин Иванов К.Б., проживающий по адресу: 1-я Мещанская, 8, кв. 22, расторгает брак с гражданкой Сидоровой Т.Н.».

Сейчас это покажется странным и нелепым, но в 50-60-е годы минувшего века, чтобы расстаться с опостылевшим(ей) супругом(ой) надо было непременно уведомить об этом газету. Без этого ЗАГСы разводы не разрешали! Почему? Никто не мог понять, ведь развод дело личное, интимное. К тому же, расставание супругов — неприятная перемена в жизни, для многих — драма. И все это — напоказ…

За газетами (бракоразводные объявления печатались не только в «Вечерней Москве», но и в «Вечернем Ленинграде») выстраивались очереди. Эти были не только охотники за городскими новостями, но и любители покопаться в чужом белье. Они искали и находили в бракоразводной колонке — имена знакомых, известных людей из мира искусства, спорта, науки и оживленно обсуждали это событие. Точнее, просто сплетничали.

16 тысяч претенденток

Брачные объявления снова появились в советских, а точнее в прибалтийских газетах на рубеже 70-80-х годов прошлого века. Уже на закате Советской власти «рекламные объявления межличностного характера» стала печатать «Литературная газета». Первая публикация стала сенсацией - одинокому мужчине, пожелавшему познакомиться с «блондинкой до 35 лет, любительницей театра и симфонической музыки» написали 16 тысяч (!) претенденток. Только никто не знает, нашел он среди них свой идеал.

Позже брачные объявления появились в «Неделе» — под рубрикой «Разрешите познакомиться». Они вызвали такой шквал писем, что в редакции схватились за голову. Десятки тысячи мужчин и женщин жаждали найти свое счастье…

Сегодня публикация брачных объявлений стала привычным делом. Уставшие от одиночества люди, как и много лет назад, умоляют судьбу помочь им обрести благостный покой и домашний уют.

Что касается свах, то их «профессия» возродилась в конце восьмидесятых годов прошлого века. Конечно, нынешние искательницы чужого счастья не похожи на героинь Островского, Гоголя и других писателей XIX века, но такие же хваткие, так же истово ищут свою выгоду. Да и их клиенты иные — более практичные, деловые. Чувства чувствами, но брачный договор не помешает. Надо быть готовыми не только к счастью, но и к несчастью. И следует заранее решить, кому отойдет квартира, дача, автомобиль, если возникнет трещина в семейных отношениях. И с кем будут жить дети?

Обо всем этом не грех подумать еще до того, как для улыбающихся молодоженов прозвучит марш Мендельсона и близкие бросятся их поздравлять, осыпая цветами и подарками.

Комментарии
Комментарии