Княгиня Голицына: принцесса Ноктюрн

В ее литературном салоне собирались лучшие мужи столицы, молодой Пушкин проводил там ночи напролет, а сама хозяйка боялась этих ночей из-за пророчества знаменитой мадемуазель Ленорман.

Евдокия происходила из богатого и знатного рода Измайловых. Они были родственниками высшей аристократии — Нарышкиных, Юсуповых, Вяземских. Ее мать была родной сестрой одного из крупнейших в стране коллекционеров и меценатов князя Николая Юсупова, отец — генерал Иван Измайлов дослужился до сенатора. Осиротели они и ее сестра Ирина рано, поэтому воспитывались в доме своего дяди — сенатора Михаила Измайлова. Он был видным человеком и ведал всеми строительными работами в Кремле и реставрацией памятников старины.

Евдокия получила блестящее для женщин того времени образование. Она была невероятно красива, умна, когда ее стали вывозить в свет, она притягивала внимание многих мужчин, хотя и отличалась несколько взбалмошным характером.

Сам император Павел I нашел ей жениха — им стал князь Сергей Михайлович Голицын. Он был старше невесты на семь лет, был некрасив и добродушен. Несмотря на все свое богатство, Голицын не смог заинтересовать избалованную вниманием света Евдокию, но отказать императору было немыслимо.

В 1799 году они поженились, но так и не смогли построить благоприятных отношений. В следующем году князь попал в опалу и был вынужден уехать с женой в Дрезден. Когда в 1801 году пришло время возвращаться на родину, Евдокия ответила, что не последует за мужем, и так как брак их был вынужденным, она больше не намерена с ним жить. Вместе с малолетним сыном и сестрой княгиня Голицына прожила несколько лет в Европе, но не уставала удивлять тамошний свет своей красотой и эксцентричностью.

Так, встретив ее в Неаполе в 1803 году писал о княгине русский дипломат Александр Булгаков: «На сих днях приехала сюда княгиня Голицына. Она прекрасна: чёрные волосы, чёрные брови и чёрные глаза, зубы диковинные, рот, осанка прекрасны, хотя и дурно держится, только нос нехорош; одевается, говорит, смотрит — всё странно и не так, как другие. Весь Неаполь о ней говорит: она похожа на принцессу моей души; все здешние красавицы от неё упали и приуныли».

Именно в Европе Голицына встретила свою настоящую любовь — флигель-адъютанта Александра I Михаила Долгорукова. Красота князя, его острый ум, рассудительность, и любезность, с которой он обращался с Голицыной, пленили искушенную княгиню. Своей влюбленности Голицына была верна долгие годы. С Долгоруким они прожили несколько счастливых лет, Голицына даже просила развода у своего мужа, но упрямый князь не согласился на это. К сожалению, влюбленным не суждено было вместе прожить долгую и счастливую жизнь. В 1808 году во время русско-шведской войны князя Долгорукова убили. Голицына была безутешна.

Княгиня славилась своими необычными поступками и увлечениями, она любила удивлять публику, иногда впадая в крайности. Во время войны 1812 года Голицына стала ярой патриоткой: она печатала духоподъемные брошюры и занималась благотворительностью. Она могла заявиться на бал в русском сарафане и кокошнике, отстаивая все русское. Голицына даже объявила войну использованию в сельском хозяйстве завезенной из-за границы картошки.

После возвращения из Европы Евдокия Голицына загорелась идеей открыть в Петербурге литературный салон. В 1816 году она стала собирать у себя лучших представителей столичного света. Примечательно, что салон княгини не открывался раньше десяти часов вечера. За это ее прозвали «Princesse Nocturne», или «княгиня ночи». Говорят, знаменитая гадалка Мари Ленорман предсказала ей, что она умрет ночью. С тех пор Голицына боялась ночей.

Днем она спала, а к полуночи собирала у себя в доме на Миллионной улице, 30 кружок избранных друзей. У нее бывали все столичные и приезжие знаменитости: Василий Жуковский, Николай Карамзин, Константин Батюшков, князь Петр Вяземский и даже 18-летний Александр Пушкин. Голицына принимала своих гостей в нарядах, похожих на древнеримские облачения. Беседы в ее салоне отличались непринужденностью и свободой высказываемых идей.

Голицына имела много поклонников, но хранила верность умершему возлюбленному. Одним из ее преданных почитателей был Михаил Орлов. Они сошлись во взглядах на русскую историю и роль народа в ней. Карамзин называл ее Пифией, а Пушкин был не на шутку влюблен и посвящал Голицыной стихи.

Над сердечной привязанностью молодого поэта к «Ночной княгине» подшучивал даже Карамзин и писал, что Пушкин ночи напролет проводит у нее вечера: «лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви». Но муза не заставила себя долго ждать. Известны три стихотворения, посвященные Голицыной, одно из которых содержит строки:

Где женщина — не с хладной красотой,

Но с пламенной, пленительной, живой?

Где разговор найду непринуждённый,

Блистательный, весёлый, просвещённый?

С кем можно быть не хладным, не пустым?

Отечество почти я ненавидел —

Но я вчера Голицыну увидел

И примирён с отечеством моим.

Голицына блистала в Петербурге, но годы берут свое. Со временем, от красоты княгини не осталось и следа, теперь некогда прекрасную Пифию именовали не иначе как старухой. В это же время у Голицыной появился шанс отомстить своему мужу за несбывшееся счастье. Он просил развод для женитьбы на фрейлине Александре Россет, но согласия жены не получил.

В последние годы она заинтересовалась наукой и занялась высшей математикой. Возможно, она действительно была увлечена этим, а может, это была очередная прихоть взбалмошной княгини. Голицына дружила с выдающимися математиками и даже издала собственные сочинения по математике, в которых однако же, по словам академика Буняковского, не было «ничего математического».

В 1840-х годах она уехала в Париж, где продолжила заниматься математикой и литературой. Посетивший ее в 1844 году Александр Тургенев высказал сомнения в умственных способностях княгини, время не пощадило некогда блистательную и умную женщину. К концу жизни Голицына углубилась в религию и отличалась большой набожностью.

Она скончалась в Петербурге в 1850 году, а на могиле повелела написать: «Прошу православных русских и проходящих здесь помолиться за рабу Божию, дабы услышал Господь мои теплые молитвы у престола Всевышнего, для сохранения духа русского».