Кулачные бои на Руси

«Раззудись, плечо! Размахнись, рука!» — эти строки из стихотворения Алексея Кольцова посвящены косьбе, однако с их помощью можно описать еще одно традиционное русское занятие – кулачный бой. Подобные поединки были любимым развлечением молодцев на протяжении многих веков. Действительно, какое же русское торжество без драки? Практически все значимые события, включая церковные праздники, сопровождались кулачными боями.

Сам на сам

У кулачного боя было множество разновидностей. В поединках могло участвовать чуть ли не бесконечное множество людей: в боях, до сих пор известных под названием «стенка на стенку», сталкивались жители соседних улиц, деревень, слобод… Иногда, кстати, деление на противостоящие группы и вовсе происходило по принципу «православные — староверы». Но особенно престижными все же считались индивидуальные поединки, бои «сам на сам». С их помощью можно было не только погреть бока сопернику и развлечь столпившихся зевак, но и решить вопросы чести и достоинства, а также поставить точку в судебных спорах.

Одно из самых известных описаний боя «сам на сам» можно найти в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:

«Размахнулся тогда Кирибеевич

И ударил в первой купца Калашникова,

И ударил его посередь груди —

Затрещала грудь молодецкая,

Пошатнулся Степан Парамонович;

На груди его широкой висел медный крест

Со святыми мощами из Киева, —

И погнулся крест и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала…»

Во имя Перуна

История кулачных боев уходит корнями в те времена, когда о христианстве на Руси еще даже не слышали. Мужчины сходились в рукопашных поединках, дабы порадовать громовержца Перуна. Со временем язычество оказалось в далеком прошлом, однако ритуал сохранился. Представители церкви пытались бороться с кулачными боями, но тщетно. Молодцев не останавливал даже следующий указ, озвученный в 1274 году митрополитом Кириллом: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».

На этом борьба с пережитками язычества не закончилась. Среди тех, кто принимал меры, направленные против кулачных боев, были Федор I Иоаннович, Михаил Федорович, Елизавета I и Николай I.

Однако не все правители были настроены так радикально: к примеру, Петр I организации боев не препятствовал — более того, современники свидетельствовали, что первому российскому императору наблюдение за поединками доставляло несказанное удовольствие. Положительно относилась к кулачным боям и Екатерина II, а также ее приближенные: Граф Григорий Орлов, фаворит государыни, и сам был не прочь помериться с кем-нибудь силушкой богатырской.

В указе, изданном во время недолго правления Петра II, на кулачные бои было наложено следующее ограничение: «кто упадёт, лежащих никого не били бы». В последствии эта формулировка трансформируется в известную поговорку.

Был бы повод

Особенно опытными организаторами кулачных боев были казаки. Поединки проводились в честь Масленицы, дня Троицы, Пасхи, также бои были отличным способом отметить окончание сбора урожая. А уж когда казаки-станичники возвращались со службы, то одним лишь поединком было не обойтись: молодцы соревновались в силе и удали в течение месяца. Нет подходящего праздника? Не беда! Помахать кулаками можно было и в ничем не примечательный выходной день — главное, заранее выполнить всю запланированную работу.