Бетховен и его странности

Людвиг ван Бетховен стал легендой еще при жизни: о нем говорили повсеместно. Однако это произошло не только благодаря его невероятному музыкальному таланту. Часто причиной обсуждения становились многочисленные бытовые странности и причуды гения.

64 зерна

У Бетховена было на счету каждое кофейное зерно. И дело не в том, что композитор отличался такой скупостью, что боялся переборщить с тратами даже в этом вопросе. У Бетховена был особый рецепт утреннего напитка: необходимо было приготовить кофе ровно из 64 зерен. Шаг вправо, шаг влево — и музыкант тут же чувствовал неладное.

Поэтому его слугам приходилось начинать каждое утро с арифметической разминки. Стоит отметить, что это блюдо было коронным и единственным в арсенале гения. Злые языки говорили, что Бетховен скорее бы умер с голоду, чем разобрался, как устроена печь.

Творческий беспорядок

Однако подсчет зерен было далеко не единственной проблемой для слуг композитора (которые, к слову, не выдерживали таких условий труда и сменялись, как картинки в калейдоскопе). Чистота в доме не волновала Бетховена: заботы о быте отступали, когда композитором овладевало вдохновение.

Современники вспоминали, что его рабочий кабинет выглядел так, будто город пострадал от землетрясения. Творческий беспорядок больше напоминал хаос: пыльные тома, нотные тетради, элементы одежды и даже остатки пищи были едва ли не свалены в общую кучу.

Один из знакомых музыканта даже уверял, что посреди всеобщего хаоса увидел неопорожненный ночной горшок, от содержимого которого рассеянный композитор забыл избавиться. Впрочем, не исключено, что гость всего лишь решил пустить в народ очередную сплетню.

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Современники неоднократно отмечали, что Бетховен был крайне небрежен в одежде и совершенно не следил за своим внешним видом. Что ж, не всем же покорять светское общество идеальной укладкой и отутюженным костюмом: кому-то надо и музыку писать. К тому же, Бетховен был довольно суеверным человеком.

Он считал, что бритье сбивает его с нужного настроя, поэтому никогда не брал в руки станок перед тем, как сесть за музыкальный инструмент. У Бетховена была другая любимая водная процедура: он опрокидывал себе на голову целое ведерко холодной воды. Композитор считал, что это стимулирует работу головного мозга.

Нелюбовь к еде

Также известно, что музыкант, увлеченный работой над новыми симфониями и сонатами, так погружался в творчество, что практически полностью отказывался от еды. Сердобольные слуги предпринимали робкие попытки принести композитору обед, однако Бетховен лишь отмахивался и продолжал работать на голодный желудок.

Казалось бы, что в этом странного? Каждый из нас, увлекшись важным и интересным делом, совершенно забывает о приемах пищи. Но для Бетховена эта привычка стала роковой. В пожилом возрасте у композитора совершенно пропал аппетит, и его приходилось вызывать искусственно.

В качестве стимулятора музыкант предпочитал использовать алкоголь. Такое пренебрежительное отношение к собственному организму, умноженное на бесконечные стрессы, привело Бетховена к циррозу печени.

«Таким свиньям я играть не буду!»

С людьми — как знакомыми, так и незнакомыми, — великий немец не церемонился. Например, известен следующий случай. Бетховен исполнял свои произведения перед зрителями и вдруг краем уха услышал, что один из присутствующих начал шептаться с дамой, сидящей по соседству. Тогда композитор закрыл крышку музыкального инструмента и сказал: «Таким свиньям я играть не буду!» Несмотря на то, что гости пытались извиниться перед композитором, он остался непреклонен и выступление не продолжил.

Несмотря на резкость и вспыльчивость музыканта, друзья Бетховена знали, что он добрейшей души человек, который никогда не оставит близких в беде. Это подтверждает одно из высказываний композитора: «Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды».