Мартын Шпанберг: капитан под следствием

После экспедиции к Курильским островам мореплаватель предложил Берингу обратить местных жителей в российское подданство. Представить этот план в Санкт-Петербурге так и не удалось: Шпанберг попал под суд якобы за фальсификацию своего плавания.

Позже он повторно оказался на скамье подсудимых, на этот раз за самовольное возвращение из Сибири. А вот в Японии мореплавателя ожидал теплый прием, несмотря на лингвистические сложности.

Датчанин Мартын Шпанберг поступил на русскую службу в 1720 году. После участия в Камчатских экспедициях под руководством Беринга он направил Анне Иоанновне записку, в которой вызвался исследовать путь к Японии.

По приказу императрицы мореплаватель возглавил самостоятельный отряд. Предполагалось, что он ознакомится с политическим строем островного государства, установит торговые отношения с его жителями и проявит «максимальное дружелюбие» по отношению к японцам.

В 1738 году экспедиция направилась к островам Курильской гряды. Мартын насчитал 32 острова и дал им названия.

Из-за неблагоприятных погодных условий и цинги у членов экипажа экспедицию «свернули», Шпанберг вернулся в Большерецк.

На земле капитан попал прямиком на скамью подсудимых — у следствия возникли подозрения, что на самом деле он плавал у берегов Кореи.

После расследования Мартына отпустили, и он начал подготовку к новому плаванию.

По одежде Шпанберг определил, что с ним беседовали представители знатного сословия. Обмен товарами прошел благополучно: «И были у нас многия епонские жители и привозили к нам на суда: пшено сорочинское, агурцы соленые и редис большей свежей, табак листовой, широкие листы и протчей овощ и вещи».

Среди товаров, предложенных русскими, были игральные карты, монеты и предметы одежды.

Карты иностранцы приняли за банкноты. Только после консультации с голландцами выяснилось, что они не имеют ценности.

Японцы щедро угощали экипаж вином, параллельно, однако, подтягивая корабли. Увидев несколько десятков японских лодок, капитан распорядился сняться с якоря.

На обратном пути экспедиция высаживалась на Курильских островах, чтобы пополнить запасы пресной воды. Местных жителей, носивших бороду, они назвали «мохнатыми».

В результате экспедиций Шпанберга была составлена карта Курильских островов, а 1745-м появилась первая научная карта Восточной Азии.

Сведения о плавании появились в европейской прессе. Однако российские власти вклад капитана не оценили — за самовольное возвращение из Сибири мужчину приговорили к смертной казни.

Позже приговор был отменен, и в качестве наказания Мартына понизили чином.

Мореплаватель скончался в Кронштадте в возрасте 64 лет.