Наталья Палей: как внучка российского императора стала звездой подиумов

Внучка императора Александра II и кузина Николая II, миру известна как звезда подиумов.
Наталья Палей: как внучка российского императора стала звездой подиумов

Ее русская красота наряду с аристократическим воспитанием, особым шармом и бесспорным умением преподнести себя приносили большой доход многим французским домам моды. Среди ее поклонников были Серж Лифарь, Люсьен Лелонг, Жан Кокто, Сальвадор Дали, Антуан де Сент-Экзюпери и Эрих Мария Ремарк.

Наталья Павловна Палей родилась в знаковом для истории России 1905 году. Ее отец — великий князь Павел Александрович — был сыном императора Александра II. История появления на свет будущей мировой знаменитости связана с пикантным моментом в истории дома Романовых: мать Натальи, Ольга Валериановна Пистолькорс, происходила из семьи небогатого и совсем не знатного петербургского чиновника, к тому же до недавнего момента она уже состояла в браке с остзейским немцем, пребывавшим на русской военной службе.

Павел Александрович был вынужден тайно повенчаться с ней в Ливорно, однако из-за морганатического союза въезд на территорию Российской империи был им запрещен, даже после того, как баварский принц-регент Луитпольд пожаловал Ольге и ее детям титул графов фон Гогенфельзен.

Молодая чета решила остаться в Париже, где и родилась 5 декабря их дочь Наталья. Кстати, в 1908 году Николай II сменил гнев на милость и позволил семье Павла Александровича вернуться на родину, а в 1915 году даже даровал графине Гогенфельзен княжеский титул с фамилией Палей, генетически восходящей к истории Запорожской Сечи.

В марте 1917 года Павла Александровича и его сына Владимира арестовывают (через 2 года его расстреляют по приказу ВЧК в Петропавловской крепости, а сына заживо сбросят в шахту в Алапаевске). Ольге Палей удается уехать из России в Финляндию, а оттуда добраться до Парижа, где в Булони у нее был особняк, после продажи которого нашлись средства на то, чтобы она с дочерьми могла вести вполне комфортную жизнь.

Бурные 20-е годы наряду с расцветом разнообразных артистических направлений и стилей привлекли особое внимание к моде как инструменту эффектного позиционирования себя в обществе. Самые существенные изменения по сравнению с предшествующими эпохами претерпела женская мода, что естественно в условиях усилившейся эмансипации и вовлечения женщин в экономическую и политическую деятельность.

Поэтому женская одежда упростилась, приближаясь к повседневным нуждам, а избавление от многочисленных слоев нижних юбок и корсетов сделало ее более удобной и практичной. Выполнение женщинами тех обязанностей, которые раньше считались сугубо мужскими, добавило в женскую моду и противоположные гендерные элементы: одежда для занятий спортом, брючные костюмы, строгие рубашки и блузки.

Развитие технологий производства, а также появление искусственных тканей (например, вискозы) привело к настоящему потребительскому буму, когда к модным чулкам или нижнему белью могли приобщиться даже представительницы рабочего класса.

Многие русские эмигранты, оказавшись за границей без значительных средств к существованию, соглашались на работу в индустрии моды. Возможность получить гарантированные доходы привела к тому, что многие русские аристократы-эмигранты решили открывать свои дома мод: например, «ИРФЕ» (предприятие Юсуповых), «Китмир» (образцы вышивки от сводной сестры Палей Марии Павловны).

Знаменитая Коко Шанель также внесла свою лепту в «русскую волну» французской моды, принимая на работу эмигрантов из России (во многом благодаря близким отношениям со сводным братом Палей Дмитрием). Так, Ольга Валериановна с дочерьми оказалась в самом центре модного мира Парижа.

Юная Наталья Палей выбрала карьеру манекенщицы, устроившись на работу в фирму Юсуповых «ИРФЕ», тем более, что ее старшая сестра Ирина недавно вышла замуж за брата основательницы модного дома Ирины Юсуповой. Благодаря своей чувственной внешности, Палей удается быстро завоевать популярность в русских эмигрантских кругах, а затем ее замечает и Коко Шанель. Благодаря ее протекции, юную модель устроили на работу к Люсьену Лелонгу, первому кутюрье, создавшему линейку одежды для массового производства prêt-à-porter.

В сотрудничестве с Кристианом Диором, он придумал более 40 ароматов духов, один из которых посвятил Наталье Палей, как подарок на венчание, состоявшееся в 1927 году. Интересно, что Ольга Валериановна, оказавшись перед выбором принять ли супруга дочери в знатную семью, отреагировала ровно таким же образом, как и ее родственники Романовы 20 лет назад — она категорически не одобряла этот неравный брак внучки российского императора и французского портного. Вероятно, именно давление матери привело к тому, что вскоре Наталья Палей расстается с супругом.

В числе поклонников Натальи Палей были художник, основатель жанра мистического реализма Павел Федорович Челищев, балетмейстер и член труппы «Русских сезонов» Дягилева Серж Лифарь, французский драматург Жан Кокто. Популярность русской эмигрантки достигает пика, когда в 1937 году ее приглашают на работу в Голливуд, а незадолго до этого она расстается с Лелонгом. Кутюрье тяжело переживал развод и посвятил своей возлюбленной аромат «Le N», который приобрел множество почитательниц как в Старом, так и в Новом свете.

В Америке Палей снова выходит замуж: на этот раз за режиссера и продюсера Джона Чепмена Уилсона. Она продолжает свою модельную карьеру в американской фирме «Линчбойчер» — красота и обаяние Палей приносят ей все новые и новые знакомства: с Марлен Дитрих, Эрихом Марией Ремарком, Антуаном де Сент-Экзюпери.

Кстати, оба писателя посвятили ей немало страниц своих произведений и писем: например, сюжетная линия романа Ремарка «Тени в раю» напоминает перипетии реальной истории взаимоотношений писателя и русской красавицы. Роман Ремарка с Палей продлился около 11 лет, однако, тихая семейная жизнь в швейцарском особняке не привлекала манекенщицу, а потому она приняла решение вернуться в Америку, а Ремарк вскоре нашел свою истинную любовь — американскую актрису, бывшую жену Чарли Чаплина Полетт Годдар.

В 1961 году муж Палей, Джон Уилсон, умирает от цирроза печени, а Палей чувствует, что ее время прошло: она ощущает, что больше никогда не будет в центре внимания, а это повлекло за собой тяжелую депрессию и последующее пристрастие к алкоголю.

Палей сознательно изолировала себя от общества, на протяжении 20 лет не выходя из дома и не показываясь на публике. В 1981 году она упала и повредила шейку бедра — диагноз, поставленный врачами, поставил заключительную точку в ее карьере: оставаться прикованной к постели до конца своей жизни.

Палей фактически повторила судьбу еще одной дивы-отшельницы — Марлен Дитрих, которая так или иначе была соперницей русской эмигрантки в Америке (так, Ремарк прервал свой роман с Дитрих, познакомившись с Палей).

Русская красавица, лицо европейских 20−30-х годов решает уйти из жизни с достоинством: оставшись одна, в задрапированной черным атласом комнате, где по стенам были развешаны ее собственные снимки в пору ослепительной молодости и портреты членов ее семьи, она приняла большую дозу снотворного. В оставленной на столе записке было лишь 3 слова: «Хочу умереть с честью».

Комментарии
Комментарии