Не только Матильда: самые скандальные балерины

В российских кинотеатрах идет кинолента Алексея Учителя «Матильда», а в блогосфере яростно спорят о романтической связи Николая Второго и Ксешинской. Но в истории балета хватало не менее скандальных и ярких любовных историй.

1. Маркиза Тереза де Горла Бертело

Известно, что классический балет в XVII веке придумали Пьер Бошан, Жан-Батист Мольер и Людовик XIV. И одной из самых знаменитых звезд танца в то время считалась Тереза де Горла Бертело. Прославилась Тереза Дюпарк (так ее звали после замужества), благодаря драматическому таланту, танцам, удивительной красоте, любовным историям и пикантным пируэтам, во время которых зритель мог наблюдать ее шелковые чулки.

_>> Сельма Лагерлеф: фантастическая шведка

В энциклопедиях обычно рассказывают, что именно она стала первой исполнительницей ролей Донны Эльвиры в мольеровском «Дон Жуане» и Андромахи в одноименной пьесе Жана Расина, но современники не менее жарко обсуждали ее любовников. Она была дамой довольно ветренной, если не куртизанкой, кружила головы всему французскому высшему свету, включая Короля-Солнце, но особенно разрушительно она прошлась по цвету тогдашней французской литературы.

>> Ава Гарднер и Фрэнк Синатра: зажигательная смесь

Началось все с Мольера, который ради нее оставил свою первую звезду и по совместительству жену – Мадлен Бежар. Потом прогремел роман с поэтом Пьером Корнелем, который посвятил ей множество стихов. На какое-то время ради поэта Дюпарк даже ушла из труппы Мольера. А затем она оказалась в театре и постели Жана Расина, главного соперника Мольера на тот момент. К сожалению, история ее прервалась слишком рано. Она умерла при весьма подозрительных обстоятельствах, некоторое время Расина даже обвиняли в ее отравлении.

>> Ингрид Бергман и Роберто Росселлини: аморальное поведение

2. Мари-Мадлен Гимар

Эта балерина блистала в Париже перед Французской революцией. Блистала не только на сцене, ее любовные похождения в столице обсуждали не меньше ее театральных успехов. Надо сразу сказать, что слава к ней пришла в первую очередь как к незаурядной танцовщице.

Имея яркую внешность, она все же не вписывалась в тогдашние стандарты – Гимар была слишком худой. Из-за этого парижские острословы называли ее «скелет грации». Однако, вместе со званием примы у нее появились и довольно влиятельные любовники.

К сожалению, Гимар не оставила ни мемуаров, ни дневников. Многие из ее знакомых либо благоразумно умерли до 1789 года, либо получили в биографии строчку «гильотинирован». Так что большинство фактов о ее жизни сейчас достоверно не восстановить. Но и то, что осталось в виде слухов и упоминаний в литературе – впечатляет.

Среди ее любовников называли финансиста и коммерсанта, одного из богатейших людей Франции Жан-Жозефа де Лаборда, его брата – композитора Жан-Бенджамина де Лаборда. От последнего, вероятно, Гимар родила дочь. Но всех затмил Шарль де Роган, князь де Субиз.

Шарль де Роган был не только аристократом, гурманом и ловеласом, но и маршалом Франции, занимал министерские должности, ему покровительствовала мадам Помпадур. Мари-Мадлен Гимар он взял на полное содержание и тратил на ее развлечения огромные суммы. Поговаривали, что балерина его почти разорила.

На его средства Гимар построила свой знаменитый роскошный отель в предместье Парижа. Храм Терпсихоры, как его еще называли, был известен вечерами, во время которых давали представления за гранью пристойности и приглашали «самых похотливых девушек» города. Современники неоднократно писали, что заканчивалось все оргиями.

3. Джованна Басси

XVIII век богат на драмы и детективные истории, которые так никогда и не были разгаданы. Джованну Басси нельзя назвать выдающейся балериной, хотя она довольно активно выступала на сцене Шведской оперы, а местная публика принимала ее с восторгом. Но в историю она вошла не благодаря своим па, а из-за бурного романа с графом Адольфом Фредериком Мунком – «серым кардиналом» и фаворитом шведского короля Густава III.

Знакомство балерины и влиятельного придворного началось, когда карьера царедворца была на самой вершине. Его взлету очень помогло то, что Мунк смог помирить короля с его супругой Софией Магдаленой Датской. Выступая в качестве сексолога, он «наладил производство» двоих наследников. Злые языки, правда, утверждали, что в рождении будущего Густава IV Адольфа удалось вообще обойтись без короля. Уж больно принц был похож на Мунка. Джованна Басси тоже родила, но девочку.

Неизвестно, рассчитывала ли Басси на тихую семейную жизнь с графом, но Мунк попал под суд. Его обвинили в том, что, занявшись по поручению короля подделкой русских денег, он заодно сделал и немного шведских. Его бы простили, но от рук заговорщиков погиб его покровитель – Густава III. Смерть настигла шведского короля в опере во время маскарада. Мунка выслали из страны в Италию, балерина последовала за ним. Басси хотела, чтобы он женился на ней и признал дочь. Опальный граф ей отказал. Взбешенная Басси вернулась на родину. Впрочем, есть еще версия, что в Италии балерина выполняла шпионское поручение Тайного совета Швеции.

4. Тереза Эльслер

Может показаться, что романтическая связь балерины и аристократа обязательно должна закончиться или оргией, или трагедией. Это не совсем так, в истории хватает примеров, когда в финале все благополучно, то есть счастливую невесту ведут под венец. Например, Терезе Эльслер удалось стать женой даже не графа или барона, а самого настоящего принца, младшего брата прусского короля Фридриха Вильгельма III – Адальберта Прусского.

В истории балета больше заметна младшая сестра Эльслер – Франциска или Фанни. Ее называли одной из самых известных балерин XIX века. Штраус-сын даже написал оперетту о ее жизни «Танцовщица Фанни Эльслер». Терезу же считали слишком высокой и не такой выразительной. Тем не менее, именно ей удалось увлечь Адальберта, который был уже далеко не восторженный юноша – к тому моменту ему исполнилось 38 лет, а балерина, кстати, была на несколько лет его старше. Что удивительно, король Фридрих Вильгельм IV дал согласие на этот морганатический брак.

Младшая, и более знаменитая сестра, Фанни тоже была объектом внимания близких к трону особ. Например, изначально карьере сестер помогла связь Фанни с сицилийским принцем Леопольдо, который устроил балерин в оперу Неаполя и особо не скрывал нежного отношения к младшей Эльслер. Считается, что у пары даже родился сын.

5. Анна Павлова

В 20-е годы XX века в Европе и США прокатилась целая волна «павловомании». В честь русской балерины называли торты, тюльпаны и новорожденных. Она много выступала, гастролировала до полного изнеможения и получала огромные для того времени гонорары. И рядом с ней почти всегда был Виктор Дандре, который выполнял при балерине роль менеджера, компаньона и тайного мужа.

Когда Павлова только закончила Императорское театральное училище, Виктор Дандре казался ей сказочным принцем. Богатый барон, красавец, важный чиновник… Конечно, Кшесинская активно сводила ее с великим князем Борисом Владимировичем, но быть просто содержанкой начинающая балерина не хотела. А рядом с Дандре она надеялась на официальный брак…

Увы, Виктор быстро дал понять, что пойти на такой мезальянс не может. Аристократ пробивал ей ведущие партии, дарил драгоценности и полностью обеспечивал, но и только. В конце концов, последовал разрыв и Павлова уехала с Дягилевым в Париж, где с триумфом участвовала в «Русских сезонах».

В этот момент жизнь Дандре кардинально изменилась: он попал в тюрьму по обвинению в растрате. Денег, чтобы погасить долг у него нет. Тогда Павлова ушла от Дягилева, подписала кабальный, но очень выгодный в финансовом плане контракт. К тому же ей сразу выплатили довольно внушительный аванс, который она тут же отдала брошенному любовнику, чтобы он смог заплатить залог и выйти из тюрьмы. Дандре нелегально покинул Россию, приехал к ней в Англию и попросил ее руки. Она согласилась, но потребовала, чтобы их брак оставался тайной.

6. Тамара Карсавина

Феномену Тамары Карсавиной посвящают монографии не только историки балета, но и литературоведы. Коломбина Серебряного века была предметом поклонения для целого поколения русский поэтов, начиная с Блока.

В этом нет ничего странного. Звезды балета все время привлекают внимание не только богачей и аристократов, в их окружении всегда можно найти людей творческих: литераторов, художников и музыкантов. Удивительно другое. Карсавина отказывала многим знаменитостям, влиятельным и знатным поклонникам, а вышла замуж за тихого и скромного дворянина Василия Мухина.

После дягилевских сезонов в Париже Карсавина стала мировой знаменитостью, ее буквально осаждали почитатели, но долгое время это никак не влияло на брак с Мухиным. Перечеркнула все встреча в 1913 году с Генри Брюсом. Английский профессиональный дипломат, выпускник Итона, младший сын богатого землевладельца увидел ее во время приема в британском посольстве и сразу влюбился. Он молниеносно отбил ее у мужа, а после революции увез из России.

В отличие от многих подобных историй, Генри Брюс не стал требовать, чтобы Карсавина оставила балет. Наоборот! Сам ушел со службы, выполняя, впрочем, некоторые поручения, и долгое время ездил вместе с ней по Европе. Сначала они жили во Франции, в 1929 году переехали в Лондон, но в Форин-офис Брюс вернулся только во время Второй мировой войны.