Новгородский кремль: Евфимиевская часозвоня

Над кирпичными стенами новгородского Детинца возвышается белое столпообразное здание, венчающееся луковицей. Любой экскурсовод вам скажет, что это – Евфимиевская часозвоня с церковью Сергия Радонежского, сторожевая башня с часами, выстроенная в 1434 году. Ну или в 1436 году, если экскурсовод читал знаменитого исследователя новгородской архитектуры XIX века архимандрита Макария. Но на самом деле все это неправда. Нынешнее сооружение сохранило от Евфимия только название, и мы понятия не имеем, каким оно было в момент постройки.

Новгородский архиепископ Евфимий II (умер 11 марта 1458 года) стал знаковой фигурой в истории и культуре Великого Новгорода. Он потратил много сил и средств на восстановление новгородских храмов, некоторые из них, совсем обветшавшие с домонгольских времен, были выстроены заново, «на старой основе». Недаром впоследствии Евфимия канонизировали.

Некоторые летописи сообщают, что в 1443 году «постави… владыка Еуфимеи духовницу камену и сторожню камену в своем дворе». Именно эта дата и попала в первые научные издания и кочевала из одной книжки в другую до конца 1930-х годов, и критически на нее никто не смотрел. Вторая дата — 1434 год — вообще не имеет под собой никаких оснований, кроме, вероятно, когда-то существовавшей записи в одном из источников о суммарной строительной деятельности Евфимия и отнесенной к году его рукоположения, которое состоялось в Смоленске.

Другое летописное известие говорит о том, что в 1450 году Евфимий поставил на столпе «часозвон» — куранты. Это были вторые куранты на Руси. Первые появились в Москве в 1404 году и обошлись в 150 рублей, стоимость строительства трех огромных храмов).

Однако в 1939 году Владимир Богусевич и Александр Строков смогли показать, что в 1671 году этот «столп» рухнул и пришлось строить часозвоню заново. Судя по новейшим исследованием, современную часозвоню выстроила в 1673 году артель мастеров из Тихвина под руководством молодого каменщика Якова Агапитова. Здание XVII века дошло до нас без капитальных перестроек. За исключением одной части – верхней.

То, что мы видим сейчас — два ряда каменных кокошников и каменный барабан с луковичной главой – это фантастическое завершение, такой часозвоня не была никогда. Изображений Новгорода с детинцем в XVII-XVIII веках сохранилось немало, и на них Часовая башня показана по-разному. Вероятнее всего, история верха часозвони была такой.

Первоначально башня венчалась тремя рядами кокошников и главкой, но все это было деревянным. Затем, в 1700-1701 годах, когда Петр I после поражения под Нарвой ожидал приближения шведов, верх перестроили, снабдив деревянным шатром повыше, ведь городу требовался наблюдательный пункт. В середине XVIII века это покрытие сгорело и на башне сделали барочный купол, площадку звона над ним и шпиль.

Так это простояло до 1941 года, когда и куранты, и завершение погибло во время артобстрелов. Нужно отметить, что куранты, погибшие в XX веке, были сделаны в XVIII веке, потому что в 1745 году, когда горел верх, огонь был такой, что сами куранты сгорели, а колокола расплавились.

В 1964 году началась реставрация часозвони. Сначала решили восстанавливать здание на момент постройки, причем в проекте было два деревянных завершения на выбор, шатровое и с кокошниками. Однако потом, в 1969 году, почему-то решили (или потребовали) сделать каменное завершение, ради надежности и долговечности. Поэтому, несмотря на то, что каменное завершение смотрится неплохо, оно не имеет к реальности никакого отношения.