Pin-up: история жанра

Одни любят пин-ап, другие фыркают, но оторваться от этих веселых картинок практически невозможно.
Pin-up: история жанра

Какие ассоциации приходят в голову при слове pin-up? У большинства это пятидесятые годы, блондинки, пышные юбки и бюст, чулочки, легкомыслие – в общем, Америка в лучшем виде. А как оно было на самом деле? Откуда взялось и как развивалось, почему ушло и зачем возвращается снова?

Во-первых, не 50-е, как многим кажется. И не 40-е, хотя само название pin-up, что означает «прикалывать», появилось именно в эти годы. История этого стиля начинается еще с последнего десятилетия XIX века.

Родоначальником искусства пин-ап принято считать Чарльза Дана Гибсона. Выдающийся художник и иллюстратор изображал повседневную жизнь в сатирических или романтических рисунках. Так была создана основная идея искусства пин-ап – изображение идеальной девушки, и так родилась известная «девушка Гибсона», с годами эволюционировавшая в пин-ап-герл.

Это была особа с высокой пышной прической, тонкой талией, объемной грудью и широкими бедрами. Она носила накрахмаленные блузки и благодаря своей очаровательной внешности доминировала над мужчинами. И нередко изображалась властно придавливавшей поклонников каблуком.

Важный принцип пин-апа – повседневность. Изображение роскошной красотки в будничной обстановке и за простыми занятиями. «Девушки Гибсона» были популярны на протяжении 20 лет, изображались на постельном белье, пепельницах, веерах и других аксессуарах.

Еще одним художником того времени, создавшим свою «девушку» был Говард Кристи. Вместе с Гибсоном они создали культовый образ рубежа XIX-XX веков и поместили его на печатную рекламу компании Coca-Cola. Так появился еще один принцип пин-апа: плакатность.

Ну а Cocа-Cola оказалась первой компанией, которая использовала в рекламных целях женскую красоту. Ее примеру последовали Kodak, General Motors и другие крупные фирмы.

По мере роста тиражей все больше журналов старались привлечь читателя обложкой с сексапильной девушкой. Первопроходцем стал Life, в 1930 году вышел номер с изящно выгнувшейся красоткой. Затем и другие популярные издания подхватили удачный рекламный ход: Cosmopolitan, Esquire, Times.

Несмотря на то, что изображения носили явный эротический характер, они соответствовали нормам цензуры. Откровенной сексуальности с обнажением интимных зон Америка тех годов не потерпела бы.

Лукаво подмигивающие девицы сводили страну с ума. Мужчины теряли головы, а женщины старались походить на плакатных красоток. Появилась престижная профессия «пин-ап-герл». Это были манекенщицы, актрисы и певицы, позировавшие для обложки журнала или рекламного плаката. За одну картинку модель получала до 1000$.

Золотым временем для пин-апа стали 40-е. С началом войны Америка увеличила тиражи журналов с изображениями «куколок». Стали выпускаться специальные календари на стену, наборы карточек, зажигалки Zippo с картинками пин-ап и игральные карты. Как раз в 1941 году и появилось название жанра «пин-ап», когда одинокие вояки в казармах стали прикалывать картинки с девочками на стены.

Реальными звездами-моделями для пин-апа 40-х годов были Бетти Грейбл и Рита Хейворт. Бетти Грейбл прогремела благодаря фотографии в купальнике. Позднее Life внес это фото в список «100 фотографий, изменивших мир». Ножки Грейбл были застрахованы на 1 000 000 $.

Рита Хейворт в первую очередь была актрисой, ее имя включено в список 100 величайших звезд кино. Но изображения красавицы в стиле пин-ап были не менее популярны. Помните момент из фильма «Побег из Шоушенка», где главный герой заказал себе в камеру плакат? Вот на плакате и есть обожаемая Рита.

В это время сформировались четкие принципы стиля пин-ап. Это девушка с идеализированной внешностью: широкие бедра, узкая талия, пышный бюст, миниатюрные ножки, густые локоны, алые губы, большие глаза с длинными ресницами. Очаровательная улыбка. Подмигивания. Или же самое любимое выражение лица - «упс».

«Ooops» - потому что красавица должна находится в пикантной непредвиденной ситуации. Но обязательно повседневной. Среди излюбленных тем готовка еды в соблазняющей позе, разговор по телефону с закинутыми ножками и прочие милые женские хлопоты.

Одежда и аксессуары тоже немаловажны. Платья должны быть затянуты на талии и подчеркивать все изгибы. Кстати, такой эстетике в одежде пин-апа поспособствовал Кристиан Диор со своим new look . Обувь – туфельки с цветочком или брошкой, аксессуары – легкий развевающийся шарфик, чулочки, ленточка или цветочек в волосах.

В 50-е года пин-ап стал носить более откровенный характер. В эти годы у многих иллюстраторов был свой фирменный почерк. Например, Эдвард Рунчи изображал девушек в опасных ситуация. А у «куколок» Арта Фрама неожиданно спадали трусики. Дуэйн Брайерс рисовал пин-ап девушку размера плюс. Кстати, пин-ап не пропагандировал худобу. Все модели были с пикантными формами. Одним из самых значимых художников пин-апа того времени был Элвгрен Джил. Он рисовал девушек-соседок, застигнутых врасплох в неловкий момент.

В 50-е годы звездами пин-апа считалась Мэрилин Монро, Брижит Бардо и Бетти Пейдж. Знаменитая сцена из киноленты «Зуд седьмого года» , где героиня Монро стоит на вентиляционной решетке и поток воздуха поднимает легкое белое платье - типичная сценка пин-апа. А Брижит Бардо словно родилась для того, чтобы стать «куколкой» – с таким-то взглядом и губами!

Но королевой пин-апа принято считать Бетти Пейдж. В те годы модель поднялась до статуса секс-символа и стала одним из предвестников сексуальной революции. Помимо иллюстраций работала моделью и в обнаженных фотосессиях. Несмотря на фривольность, пин-ап в 50-е уже доживал свой век. Хоть он и позволил себе полуобнаженные женские тела, но наступала эпоха фотографии. И к 60-м интерес к классическому пин-апу пропал.

Однако существует и его современный вариант. Есть даже «советский пин-ап». В этом жанре творит российский художник Валерий Барыкин. Он совместил советские плакаты и американские пин-аповские постеры.

На работах Барыкина почти всегда изображен второй персонаж – мужчина, потому что изобразить советскую женщину в стиле американской «куколки» трудно, она перестает быть советской. А мужчина-рабочий – это символ Советского Союза. И пусть на большинстве картинок он похож на маньяка, на волне ностальгии по СССР такой пин-ап имеет место быть.

Пин-ап сегодня – это дань моде. Известные модельеры по сей день выпускают коллекции одежды в этом стиле. А уж выражение лица «упс» - вообще вечный спутник селфи.

Комментарии
Комментарии